29 марта вступили в силу "законы о неуважении к власти и фейках" - что дальше?
Mar 29, 2019 12:40
Как и следовало ожидать, законы, предложенные сенатором Клишасом сотоварищи, одобренные Госдумой и подписанные президентом Путиным - вступили в действие, каких-то десять дней с момента подписания, несколько месяцев с момента подачи одиозного законопроекта...
С 29 марта в России за распространение фейковых новостей может быть назначен штраф в размере до 1,5 млн руб. Оскорбление власти и госсимволов грозит штрафом в размере до 300 тыс. руб, сообщает «РБК» [Spoiler (click to open)]
29 марта в России вступили в силу законы об ответственности за распространение фейковых новостей и оскорбление власти. Законопроект о недостоверных новостях президент утвердил 18 марта.
С 29 марта физические и юридические лица, причастные к распространению недостоверных новостей, могут быть привлечены к ответственности и получить штраф. Наказание варьируется в зависимости от последствий.
Наказание за распространение в СМИ или в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации составит:
для граждан - от 30 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 60 тыс. до 200 тыс. руб., для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб. Наказание за создание помех работе объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры путем распространения недостоверных новостей:
для граждан от 100 тыс. до 300 тыс. руб., для должностных лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. руб., для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн руб. Если правонарушения привели, например, к причинению вреда здоровью людей или массовому нарушению общественного порядка и безопасности, санкции составят:
для граждан - от 300 тыс. до 400 тыс. руб., для должностных лиц - от 600 тыс. до 900 тыс. руб., для юридических лиц - от 1 млн до 1,5 млн руб. Законопроект об ответственности за оскорбление власти и госсимволов предусматривает максимальный штраф в размере 300 тыс. руб. При этом Роскомнадзор должен уведомлять автора сообщения о блокировке за сутки, давая возможность удалить сообщение.
Законопроекты о борьбе с фейковыми новостями и неуважении к власти внесла в Госдуму в декабре 2018 года группа парламентариев во главе с председателем комитета по конституционному законодательству Совфеда Андреем Клишасом. Генпрокуратура, Минюст, Минкомсвязь и Роскомнадзор раскритиковали законопроект о фейках. Совет по правам человека также выступил против инициатив, призвав сенаторов и президента отклонить оба проекта. В то же время правительство поддержало документы, оставив положительный отзыв «с учетом замечаний».
--- Общество приняло законы неодобрительно, их прохождение сопровождалось замечаниями и протестами со стороны самых разных структур, в том числе, государственных и окологосударственных, что, разумеется, ничуть не помешало их инициаторам, прикрывающимся, как обычно, благими намерениями "противостояния противнику в информационной войне"...
Кстати сказать, минимальный штраф для граждан был поднят в процессе обсуждения законов в ГД с 5.000 руб до 30.000, а СМИ были выведены из-под действия этих законов, что лишний раз характеризует принимавших и выявляет намерения инициаторов (разумеется, исключительно с положительной стороны, как добросовестных и незлонамеренных, руководствующихся лишь интересами страны и народа, более ничем).
Вот реакция граждан сегодня, уже после вступления законов в силу - [Spoiler (click to open)]
Законы "о неуважении и фейках" направлены на: 1. Запугивание широких слоев населения возможными репрессиями за "мыслепреступление" 2. Предоставление власти возможности расправы с любым неугодным гражданином 3. Предупреждение проявления любой формы политической активности гражданами 4. Осуществление чиновниками мести за обнародование о них любого негатива 5. Использование в конкурентной борьбе группировок при транзите власти
А также по сути своей являются: 6. Проявлением неуважения власти к гражданам 7. Свидетельством средневекового мракобесия власти 8. Признаком полного правового беспредела и безграмотности 9. Нарушающими практически все гражданские права и свободы 10. Не имеющими аналогов в цивилизованных и не очень странах
Не говоря уже о том, что они: 11. Нарушают Конституцию РФ 12. Нарушают международные законы [Spoiler (click to open)] Нарушение права на свободное выражение мнения.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) в ч. 1 ст. 10 закрепляет свободу выражения мнения: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ».
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ограничения этой свободы возможны «в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».
Согласно ч. 1 ст. 29 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода мысли и слова», ч. 4 ст. 29 - «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», ч. 5 ст. 29 «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
При этом в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ установлены ограничения свободы слова: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», а в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ - основания для ограничения прав граждан: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Запрет на выражение неуважения (в любой форме) к органам власти нарушает вышеприведенные нормы и не соответствует допускаемым Римской конвенцией и Конституцией РФ случаям ограничениям прав (ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
С учетом того, что в РФ уже действуют нормы о запрете оскорбления представителей власти и граждан, принятие предлагаемых законопроектов явно идет вразрез с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Следует учитывать также положения Совместной декларации о свободе выражения мнений в Интернете (принята 01.06.2011 г. специальными докладчиками ООН, ОБСЕ и др.), которой руководствуется в т.ч. Конституционный суд РФ (см. Постановление Конституционного суда РФ от 09.07.13 г. № 18-п). В декларации указано: «отмечая, что некоторые правительства предприняли попытки ввести или приняли меры с конкретной целью значительно ограничить свободу выражения мнений в Интернете вопреки нормам международного права, выражая обеспокоенность тем, что … многие усилия правительств в вышеупомянутых целях не учитывают особенности Интернета, что в результате приводит к чрезмерному ограничению свободы выражения мнений», приняли следующие правила:
«Принудительное блокирование целиком веб-сайтов, IP-адресов, портов, сетевых протоколов … представляет собой крайнюю меру, аналогичную запрещению газет или вещания, и может быть оправдано лишь при соответствии таких действий международным нормам, например в случаях, когда необходимо защитить детей от сексуального насилия.
b. Вводимые государством … системы фильтрации Интернет-контента, которые не подконтрольны конечным пользователям, являются формой предварительной цензуры и не могут быть оправданы, будучи ограничением свободы выражения мнений».
Действующее законодательство РФ содержит внушительный перечень информации, которая подлежит блокировке в Интернете вследствие ее бесспорной вредоносности, например, порнографические изображения детей, способы изготовления наркотических средств, способы совершения самоубийств (ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») - только подобную (действительно опасную и четко описанную) информацию и допустимо удалять. А законопроекты позволят блокировать без суда целые сайты в Интернете за проявление «неуважения» к органам власти (по сути, за критику) в ситуации, когда нельзя констатировать нарушение каких-либо прав критикуемых лиц (органов). Такие ограничения должны быть признаны грубым нарушением свободы слова, несправедливой и неоправданной цензурой.
Разъясняя право на свободу слова, Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом министров Совета Европы 12.02.2004 г.) утверждает: «… сознавая, что некоторые национальные правовые системы по-прежнему наделяют политических деятелей или должностных лиц правовыми привилегиями в отношении распространения информации и мнений о них в средствах массовой информации (далее - СМИ), что несовместимо с правом на свободу выражения мнения и информации, гарантированным Статьей 10 Конвенции», обращает особое внимание на следующие принципы:
МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ РФ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЭТИХ ЗАКОНОВ? РАВНОСИЛЬНО ЛИ УВАЖЕНИЕ К ВЛАСТИ СТРАХУ ПЕРЕД РЕПРЕССИЯМИ ЗА ЕГО ОТСУТСТВИЕ? ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ УВАЖЕНИЯ ВЛАСТЬ, НЕ ДАЮЩАЯ НИ ОДНОГО ПОВОДА К НЕМУ, НО ТРЕБУЮЩАЯ ЕГО?
*ответившие на эти 3 вопроса отрицательно, могут поставить лайк, если не боятся)