"Свой среди чужих, чужой среди своих" - 45 лет спустя...
Jan 15, 2019 04:14
«Свой среди чужих, чужой среди своих» - в этом году моему любимому советскому фильму 45 лет. Кто-то считает его советской агиткой, а кто-то антисоветской фигой в кармане, мне он кажется горьким и пророческим... А когда-то он просто поразил своей непохожестью на все остальное, снимавшееся тогда, и кинематографическим совершенством.
Режиссер: Никита Михалков - это был его дебют и лучшее, что он снял, как оказалось впоследствии. Сценарий: Никита Михалков, Эдуард Володарский - история взята из газетной статьи и адаптирована под киноповествование.
В ролях: Юрий Богатырев (первая роль Богатырева в полнометражном кино), Александр Кайдановский (лучший психологический портрет белого офицера), Александр Калягин(лучший образ маленького человечка-предателя), Сергей Шакуров(лучший комиссар, пассионарий революции), Александр Пороховщиков, Анатолий Солоницын, Александр Адабашьян, Николай Засухин, Николай Пастухов, Никита Михалков, Константин Райкин
Действие этого психологического «истерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России - гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще очень далеко. Группа бандитов из бывших белогвардейцев грабит поезд с золотом, на которое нужно купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красноармейцев, чекистов, вступают с ними в смертельную схватку.
Подозрение в предательстве падает на одного из них и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность. Фильм гениальный абсолютно, не устаревший ни в одном кадре, напротив, смотрящийся поразительно современно, если уметь смотреть... Вот две рецензии на фильм с киноманского сайта, хорошо отражающие сегодняшнее восприятие публикой посыла этого художественного высказывания - [Spoiler (click to open)]
...Секрет его обаяния и притягательности как раз скорее в том высшем и непреложном, что вечно и абсолютно и совершенно безотносительно к цвету мундиров, идеологической направленности и политическим воззрениям - настоящей дружбе, братской любви, безмерной вере, преданности Родине. Грозные альбатросы революции. «И стали мы строить целый корабль…» Михалков - мастер создания образов. Его герои, сплоченный войной квинтет «грозных альбатросов революции», - романтическая мечта о человеческом рае и о торжестве людей с большим сердцем, строящих большой корабль счастья, верящих в грядущий мир, который однажды придет для всех.
Егор Шилов (Юрий Богатырев). Молодой, смелый, честный, его любят очень и все, и любовь эта, большая и трепетная, как лейтмотив пронизывает весь фильм и так часто сквозит в теплой улыбке и словах Сарычева. Лучшая роль Богатырева. Председатель ЧК Николай Кунгуров (Александр Пороховщиков). Интеллигентный, сдержанный, немногословный, все главное - в его взгляде. Липягин (Николай Пастухов). Добряк, из народа, быстро появляется, так же быстро исчезает, но за это очень короткое время успеваешь к нему привязаться. Андрей Забелин (Сергей Шакуров). Очень и очень много авторской любви и симпатии.
Славный бесстрашный боец-кавалерист, которого «зарыли и закопали» в бумагах, дебетах и кредитах, ведь война закончилась, надо строить новую мирную жизнь, а в нем до сих пор все кипит и сердце рвется в бой с шашкой наголо «защищать родину до последней капли свой красной рабоче-крестьянской крови». Вспыльчивый, порывистый, шумный, с распахнутой душой герой Сергея Шакурова Забелин - очень милый мне образ, каждый раз, пересматривая фильм, трогает до глубины души. Василий Сарычев (Анатолий Солоницын). Нервный, глубоко переживающий, но старающийся скрыть свои эмоции за маской напускного хладнокровия, ведь он - председатель губкома, несущий моральную ответственность за возложенное на него партией дело и готовый ответить за все ошибки по законам сурового военного времени.
Они такие разные и все-таки вместе благодаря революционно-военному красному прошлому, которое их сроднило и забросило на ту сторону баррикад, где любовь к Родине воистину не знает границ. Без Родины. А по другую сторону - другие, наоборот, оставшиеся без Родины. Есаул Брылов (Никита Михалков) Циничный и кровожадный предводитель банды головорезов, так прекрасно сыгранный самим Михалковым? А по-моему просто очень одинокий, несчастный человек со своей личной трагедией, которого мучают призрачные видения прошлой жизни и старого, милого душе дворянского уклада и неторопливого, размеренного обустроенного существования - всего того, что было растоптано революцией и окончательно и безвозвратно сметено вихрем беспощадной войны.
Золото - соломинка, за которую он судорожно пытается уцепиться в надежде вернуть себе хотя бы частицу того прошлого, об этом он исступленно мечтает, уткнувшись лицом в рукоять пулемета, которым отбивает свой кусочек счастья, с этой мыслью погибает… Ротмистр Лемке (Александр Кайдановский). Осколок когда-то могучей армии генерала Каппеля, поверженный офицер, все еще готовый «бить красных», но уже сознающий всю бессмысленность ситуации, идущий на компромисс с собой и со своей душой, спасающий уже не столько свою честь, сколько просто жизнь.
---
...Вот о чем хотелось бы поговорить отдельно, так это об упреках в адрес режиссера в агитке. Люди, которые так считают, совершенно невнимательно смотрели кино, которое настолько стремится уйти от совковой агитки, насколько это возможно в то время. Сравните фильмы с Орловой, Румянцевой, Рыбниковым, чтобы понять, что такое настоящая агитка. Показывает ли 'Свой среди чужих...' как хорошо и легко жить людям - 'победившей' стороне, между прочим - после революции? Все ли они счастливы и довольны? В самом же начале очень четко сделан акцент на контрасте - ожидания/реальность. Бесконечная радость пятерых друзей в великолепном исполнении Богатырева, Шакурова, Пороховщикова, Солоницына и Пастухова уже через несколько лет сменяется суровой реальностью - они победили, но что теперь? Кто-то занимается ненавистным делом, кто-то просиживает штаны в кабинете, а кто-то не так уж предан всеобщему делу, как казалось ранее.
Главная тема фильма вовсе не в том, какие советские люди хорошие, а белые плохие. Нет, как раз именно в 20-х годах показано самое начало, зарождение кошмарных времен подозрения, наушничества, предательства. Почему когда-то лучшие друзья теперь сразу готовы поверить в твою виновность? Почему ты должен, рискуя жизнью, доказывать им свою правоту? Почему родство с преступником делает тебя подозреваемым? В фильме показано, как без суда и следствия верного делу большевика заковывают в наручники и везут (как он сам потом признает) на расстрел. Без улик, без доказательств, без свидетелей, просто потому, что он не смог доказать свою невиновность.
Почему 'бандит' Кайдановский звучит так разумно? Он не показан идиотом или ублюдком, его рассуждения вполне логичны, целью режиссера явно не было 'опустить' всех белых, выставив их дураками и сволочами. Герой Райкина - тоже, между прочим, состоящий в бандитском отряде - вообще спасает жизнь большевика, жертвуя своей. Да, некоторые бандиты показаны настоящими уродами (забавно, что Михалков сыграл в своем фильме, пожалуй, самую отталкивающую роль), но не все! Также и среди красных есть истерики, тупицы и предатели. В фильме просто показано, что все люди разные, и это не зависит от того, на чьей стороне они оказались в гражданской войне. Да, конец положительный, мир-дружба-жвачка, но какой ценой? Любой зритель с мало-мальским жизненным опытом разглядит печаль, усталость и обреченность в глазах героев, а это вовсе не хэппи-энд.
Поэтому люди, которые кричали 'Агитка!' в своих рецензиях, мягко говоря, утрировали, а вообще просто не поняли фильм. Конечно, Михалков* в 74-м не мог сделать протагонистом Кайдановского или вложить в уста героев какие-то откровенно сомнительные идеи, если он хотел снимать кино и дальше, но он отнюдь не снимал агитку. Главная идея фильма вовсе не в том, что правда побеждает, честный человек всегда будет оправдан, а бандит получит по заслугам (хотя по итогу именно это и происходит со всеми героями). Нет - и об этом кричит даже название - идея в том, что твои вроде как лучшие друзья, боевые товарищи могут отвернуться от тебя при первой проблеме. Сейчас ты на коне, а завтра в земле - просто потому, что такая роскошь, как тщательное расследование, недопустима в те времена. А среди проигравших, белых, бандитов, антисоветчиков (это все было синонимами в то время) ты можешь встретить человека, который спасет тебе жизнь, пожертвовав своей. И никогда ты уже не посмотришь на своих 'друзей' прежними глазами.
--- Самая короткая и беспощадно точная рецензия кинокритика с позиций послезнания - [Spoiler (click to open)] Денис Горелов:
Саквояж с полупудом экспроприированного у буржуев золота уплывает в бандитские лапы. У подозреваемого чекиста Шилова (Богатырев) три дня и единственный способ оправдаться - лично вернуть казну и накрыть измену.
Синтез младобольшевистского мифа усов и кожанок с вестернизированной эстетикой стреноженных почтовых экспрессов и скоротечных огневых контактов в каньоне Большая Собака на сей раз послужил всего лишь броской оторочкой для первопришествия в Россию 70-х великого американского вопроса: «За каким порогом нулей перестает действовать любая мораль?»
Элита вынужденно бессребренической страны только начинала жить на действительно широкую ногу - а гулевой истерн с плясовым рабочим названием «Полмильона золотом вскачь, пешком и волоком» на глазах превращался в пассионарную киплинговскую притчу о злате, которое разводит ближних и калечит дальних.
Подремывая у коновязи в надвинутой вместо стетсона краснозвездной кожаной фуре, русский Пэт Гэррет, соломенный пес Егор Шилов постигал этот большой буржуинский секрет, стоивший ему веры, дружбы, покоя и воли. А маячащий неподалеку режиссер Михалков в подтяжках есаула Брылова нагло, с проплевом, вгрызался в яблоко - запретный плод на пути золотого эшелона.
- Ты зачем меня спасал? Я тонул... себе золота не брал. - Себе, себе... только и знаешь - «себе» да «за что». Эх, тёмный ты человек. Бая собакой называешь, а сам баем хочешь стать. Наберешь батраков, будешь их нагайкой лупить. Будешь. Это, брат, марксизм, от него никуда не денешься - наука. - Эй! А как знал, что золото у мине, а? - Цепочка-то с баула. А вот ты знаешь, что у тебя сейчас на голове рога растут? У всех, кто своих же братьев бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут. Понял, а? Стыдно, брат. Стыдно и нехорошо. Каюм Егор Петрович Шилов
- Ты кто? - Шилов Егор Петрович. - Чекист? - Чекист, чекист. Нехорошо, Шурик. Совсем нехорошо. Отъедем... Что же это такое получается-то, а? Я золотишко собрал, приготовил, а ты всё себе захапал. Нехорошо, Шурик, старших обманывать. Пятьсот тыщ в поезде везли? Везли. Поезд ты грабанул? Ты. А? Я всё сделал, а ты делиться не хочешь. Нехорошо, Шурик. Совсем нехорошо. атаман Александр Брылов Егор Петрович Шилов
[Шилов показывает Каюму фокус с золотой цепочкой] - Шайтан! - Твоя? - Мой. - А золото... где? Пойдем, покажешь. - Ай конь, конь. Я конь жалел. Бай, собак, лицо камча бил... - Твой отец бай? - Кака́я бай? Каюм жениться хотел! Деньга не был - калым платить! Папка старый у мине. Старый! Мамка старый. Юрт совсем худая стал... дождик мимо крыша капает... Халат! О! Халат не был у мене, халат не был, честное слово, у мене халат не был... каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил! Конь! Конь держал! Конь! Давно уехать надо был! Конь держал, конь болел! Конь жалел! Егор Петрович Шилов Каюм
Бойцы! Грозные альбатросы революции! Ещё прячется по углам недобитый враг, ещё крадется по тёмным закоулкам нашей революционной Родины чёрная измена, ещё появляются на её многострадальном теле подлые змеиные укусы. Но мы всегда на страже! Защитим до последней капли нашей красной рабоче-крестьянской крови! Эскадрон! За мной! Рысью! Марш! Андрей Тимофеевич Забелин
Шилов и Лемке: - Ну, зачем тебе это надо? Ну, скажи мне, я хочу знать! Ну, скажи, зачем тебе это надо?! Ну принесёшь... ну принесёшь ты это золото. Ну и что? Ну они же тебя за это же золото и расстреляют, понимаешь? Расстреляют! Вон! Вон же граница! Уходи, не будь же ты кретином! Это надо одному, а не всем. Понимаешь? Одному! Уходи! Такое бывает только... только раз в жизни. Только раз, ты пойми, раз! Господи... Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне? - Потому что ты жадный. А даже Бог велел делиться.
Прошло 45 лет с момента выхода одного из самых блестящих, стильных и современных советских фильмов на экраны. Скажите, когда и куда исчезли Забелины и Шиловы, откуда появились во множестве Брыловы, Лемке и Каюмы? И много-много Ваняевых, без которых торжество ни Лемке, ни Брыловых, ни Каюмов - было бы невозможно. Брылов стал сенатором, Лемке - министром, Каюм - олигархом, все прочие тоже как-то пристроились. А славные чекисты у нас сейчас - так и вообще Путины...
Фильм, кстати, некоторые критики посчитали антисоветским, что полная ерунда, конечно, но типажи, которые через 15 лет после премьеры размножились, пришли к власти и повернули колесо истории вспять, автор нарисовал убийственно точно. Только я все не пойму - куда делись Шиловы и Забелины?
UPD [Spoiler (click to open)] rlptrt 15 января 2019, 08:55:14 Меня всюжизнь заботил вопрос: как такой плохонький человек мог снять такие отличные фильмы: Свой, Раба, Пианино? Как?!
crazybard 15 января 2019, 09:27:21 Кино снимается коллективном. Если сам Михалков смог сделать только фигню, то фиговым режиссером они и был.
Татьяна Бородина 15 января 2019, 09:53:26 Был нормальным - стал не нормальным. Обычные дела. Деньги и хоть маленькая власть развращают слабого человека.
crazybard 15 января 2019, 10:08:17 А он твердыми принципами не отличался.
Татьяна Бородина 15 января 2019, 10:24:43 Возможно. Про молодого Михалкова мне ничего не известно. Какой он сейчас - вижу: высокомерное барство, гордынька и фарисейство. Но это уже его проблемы.
rlptrt 15 января 2019, 10:46:12 Так он с детства был дерьмецом и "золотым сынком" вот это вот все. Так что не стал, а был.
Татьяна Бородина 15 января 2019, 11:35:38 Тогда так: во времена СССР (а социализм=коллективизм) он черпал вдохновение из коллективного сознания - отсюда гениальные ранние фильмы. Сейчас, когда у власти либералы (либерализм=индивидуализм) и каждый сам в себе - генерировать гениальные мысли возможно лишь из себя самого. Ну, а коли внутри никаких общечеловеческих ценностей нет... - пустота... Видим что видим.