Новогодние праздники у нас казались омрачены печальными событиями, а потому, раз уж радоваться нечему, давайте поговорим об атрибутике праздников и новогоднего застолья вполне серьезно, с одной стороны, отдав дань календарной дате, с другой - не впадая в неуместное веселье, тем паче, что впереди "похмелье" после не столько празднования Нового года-2019, сколько после выборов 18.03.18, а если взглянуть еще глубже, то после 2000-го, или 1993-го, или даже вовсе 1991-го, но на этом давайте остановимся - мы ж про Новый год?
Итак, традиционные новогодние праздники, а Новый год - любимейший в России, мы тут как-то проводили опрос насчет любимых и выяснилось, что их два, День Победы, воспринимаемый как общегосударственный, и Новый год - как частный, личный, семейный. Так вот - в наш любимый праздник мы все, или почти все откупориваем шампанского бутылку и перечитываем Женитьбу Фигаро пересматриваем Иронию судьбы, так ведь? Но всегда ли это было именно так, или так начало складываться в определенный момент времени?
Оказывается, не всегда, я нашла на эту тему дивный текст, вполне беллетристический, легкий, но познавательный, то, что надо на новогодние каникулы и в расслабленном состоянии третьего дня нового, обещающего быть непростым и полным событий, года, как считается, больших перемен и удивительных сюрпризов. В преддверии нового этапа развития российского общества и социальных отношений, неплохо бы остановиться-оглянуться, понять свое место в системе координат, по одной из осей, в данном случае, осей традиций празднования общенародных праздников и, даже шире, системы пропаганды социокультурных ценностей и внедрения соответствующих стереотипов в рамках этого...
Игры Королей: Новогодние подарки [Spoiler (click to open)] Щедро усыпанные серебром величественные Карпатские горы сверкали в лучах полуденного солнца и переливались всеми цветами радуги. Предновогодняя суета в небольшом курортном городке была в самом разгаре. Жгучий морозный воздух щекотал ноздри, а ароматы ёлок и мандаринов, благоухание которых чувствовалось на каждом шагу, напоминали о скором приближении праздника. В небольшом домике, стоящем на отшибе, с припорошенной белым пухом низкой крышей трое туристов вели тихую беседу под убаюкивающий треск камина.
- М-да, господа. Смотрю на всё это безумие и поражаюсь, как же просто можно людей заставить внезапно наращивать объёмы потребления только потому, что день в календаре помечен красным, - протянув руки к камину, задумчиво произнёс Василий Васильевич - глава алкогольных корпораций.
- То, что вы называете «просто», на самом деле является результатом работы целой армии маркетологов и психологов. Мы специально обучаем и воспитываем их так, чтобы они привыкали думать только о личных интересах и никогда не оценивали последствия своих трудов в масштабах всего общества, - отозвался из дальнего угла Иван Иванович, Король телевидения, лицо которого было скрыто полумраком комнаты.
- Да, маркетологи - это одно из наших главных орудий, на стволе которого написано: «Ничего личного, это просто бизнес». Кстати, это они посоветовали мне запустить производство детского шампанского и добавить в мои алкомаркеты «Красное и Белое» отделы с игрушками. Что может быть чудеснее и надёжнее, чем с самых младых лет обучать детей правильным алкогольным ритуалам! - с огнём в глазах произнёс Василий Васильевич.
- Правильный выбор свободного человека надо грамотно программировать, на этом, как я понимаю, и построена вся система современной демократии, - включился в разговор дядя Миша - глава пищевых корпораций.
- Не только система демократии, но и система спаивания, и система питания, и система растления, и ещё много чего. Только давайте хотя бы сегодня не будем говорить о политике, Новый год как-никак, хочется чего-то праздничного, - попытался перенаправить разговор алкогольный король, который особо ценил эти выходные дни.
- Будет вам праздник, Василий Васильевич, когда через две недели будете просматривать статистику своих доходов, - съязвил Иван Иванович, - но о политике действительно не хочется. Давайте я вам раскрою одну новую схему, с помощью которой мы в этом году удвоим количество проданных товаров?
- Было бы интересно послушать, неужели это возможно? - почти хором ответили собеседники телевизионного магната.
- Когда в ваших руках внимание миллионов людей, то, поверьте мне, - возможно абсолютно всё! Мои маркетологи недавно придумали новую фишку, как заставить родителей покупать детям ещё больше подарков. Мы выпускаем на рынок новую игрушку и запускам масштабную рекламную кампанию, ориентированную на детскую аудиторию. Но перед Новым годом в наши магазины поступят только пробные партии.
igryi koroley novogodnie podarki 2 Игры Королей: Новогодние подарки
- И какой в этом смысл? На рекламу потратились, а товар не продали! - с искренним изумлением произнёс дядя Миша, привыкший бережно относиться к деньгам.
- Дядя Миша, это у вас вечно товар залёживается, и вы в своих сетевых супермаркетах то бирки переклеиваете, то отделы готовой еды открываете, чтобы начинающим тухнуть продуктам снова товарный вид придавать. А у нас всё продаётся, - ответил телевизионный король.
- Мы просто очень бережливые и стараемся ничего не выбрасывать, - скромно прокомментировал дядя Миша, который не слишком любил обсуждать внутренние технологические процессы повышения рентабельности своего бизнеса.
- И всё же, Иван Иванович, в чём смысл этой схемы? - поторопил своего собеседника Василий Васильевич, всерьёз заинтересовавшийся этой темой.
- Всё просто, друзья! Видя повсеместно нашу рекламу, дети начинают просить у своих родителей подарить им на Новый год именно эту игрушку. Те, естественно, обещают им купить такой подарок и идут в наши магазины, надеясь осчастливить своих отпрысков. Но нужного подарка там закономерно не находят, ведь его поставят только в начале января. Но на Новый год нельзя без подарка! В результате они покупают детям что-то другое. Вот только ничего другого детям уже не надо - попробуй объяснить своему ребёнку, почему Дед Мороз не смог найти нужный подарок. И когда мы в первых числах января поставляем во все наши магазины крупные партии тех самых игрушек, то родителям ничего не остаётся делать, как идти и выполнять своё обещание! - радостно закончил описывать методику телевизионный Король.
- Браво, Иван Иванович! Эта схема по своим масштабам и красоте сравнима с технологией популяризации шампанского на Новый год, вы меня действительно удивили, - восторженно проговорил Василий Васильевич.
- Да, действительно, красиво: у кого-то подпорченный Новый год, а у кого-то двойная прибыль. Единственное попрошу не забывать, что Деда Мороза сегодня уже не существует, а нашими совместными стараниями на его смену пришёл добрый толстячок Санта-Клаус с бутылкой Кока-Колы под мышкой, - деловито заметил дядя Миша. - Кстати, что там по поводу шампанского на Новый год? Разве это не исконная народная традиция?
- Исконная народная традиция - это жить трезво, только эта информация - для внутреннего пользования, - со стальными интонациями в голосе проговорил Василий Васильевич, но потом улыбнулся и продолжил, - а шампанское появилось в жизни масс совсем недавно и, я бы даже сказал, одномоментно. Вы, Иван Иванович, разве не рассказывали дяде Мише об этой чудесной информационной операции? Я думал, подобную классику все знают.
- Нет, на эту тему мы стараемся лишний раз не распространяться, хотя, конечно, дяде Мише стоит рассказать, ему эти технологии тоже наверняка пригодятся, - сухо ответил Иван Иванович.
- Друзья, ну не накручивайте интригу, рассказывайте уже! - с азартом произнёс король пищевой промышленности.
- Хорошо, но рассказывать не так много. Традицию употреблять на Новый год шампанское удалось массово внедрить всего лишь после одного очень успешного фильма, который называется «Карнавальная ночь». Именно в нём впервые шампанское получило такую мощную рекламу, что с 1956 года вдруг понадобилось всем и сразу, до этого, собственно, про него мало кто знал. Из 74 минут эфирного времени оно там фигурирует в кадре более 15 минут. И в фильме нет ни одного непьющего героя. Собственно, если оценивать по количеству экранного времени, то именно шампанское - главный положительный персонаж фильма, - рассказал Василий Васильевич, засмеялся и затянул строчки всем знакомой песни: «Пять минут, пять минут…»
igryi koroley novogodnie podarki 3 Игры Королей: Новогодние подарки
- С тех пор мы, конечно, безукоризненно поддерживаем заданные нормативы, - продолжил рассказ Иван Иванович. - За неделю до Нового года мы запускаем по ТВ серию передач о том, как правильно употреблять алкоголь, чтобы дольше просидеть за столом и не мучиться сильным похмельем на следующий день. Зрители думают, что такие передачи снимаются им в помощь, и даже не осознают, что главный их посыл совсем другой: «Травитесь!» Вы не поверите, но мы даже в новостные выпуски такие сюжеты вставляем!
- Иван Иванович, мы достаточно хорошо знаем и ценим ваши способности, поэтому вашим словам всегда верим, - польстил Василий Васильевич, чей бизнес мог успешно развиваться только благодаря тому, что на телевидении системно продвигалась теория «культурного пития» и поддерживался запрет на освещение темы трезвости.
- Ну а в сам Новый год зрителям предлагается самое яркое шоу - бесчисленные «Новогодние огоньки», в которых бутылки и бокалы просто не исчезают с экранов, заслоняя бесчисленные силиконовые улыбки наших бесценных звёзд шоу-бизнеса.
- «Ну-ка мечи стаканы на стол; Ну-ка мечи стаканы на стол И прочую посуду. Все говорят, что пить нельзя, Все говорят, что пить нельзя; Все говорят, что пить нельзя, А я говорю, что буду», - радостно пропел Иван Иванович, который обычно был не склонен к подобным экспромтам.
- Да, мне эта песня особенно в исполнении Григория Лепса нравится. Он её прямо так зажигательно на Новый год поёт, не зря мы его уже несколько лет как взяли под своё крыло и дополнительно оплачиваем ему каждый подобный выход, - сказал Василий Васильевич, отметив важность индивидуальной работы в его деле.
- Я хоть и не такой специалист в этой теме, но понимаю, что именно шампанское по своим свойствам является главной точкой входа в алкогольную программу для женщин и детей. И вдвойне отрадно, что вы сумели связать этот яд с одним из самых значимых праздников для русского человека, - деловито заметил пищевой магнат. - Однако хочу обратить ваше внимание на то, что последнее время люди всё больше выступают против ваших «Новогодних огоньков», петиции пишут, требуют убрать приевшиеся лица с экранов.
- В этом вы правы, дядя Миша. И я вам скажу, что к мнению народа надо прислушиваться, меня, честно говоря, и самого тошнит от всех этих Галкиных, Пугачёвых, Киркоровых и так далее. Требуют убрать эти надоевшие физиономии - уберём! И поставим вместо них кого-нибудь помоложе и посовременнее, у нас их бесчисленное множество: конвейерные шоу в стиле «Фабрика звёзд» и «Голос» по поиску и подготовке нужных кадров работают исправно. Поэтому будут народу новые певцы, главное, чтобы пели они о том же, вели себя так же похабно, и чтобы их лица всё так же мелькали между рядами бутылок и бокалов, - вернулся к деловому тону телевизионный король.
goluboy ogonyok z i voprosyi kulturyi 2 Игры Королей: Новогодние подарки
- А я помню, как мы над этим успешно работали ещё во времена Союза. Как мы эту «Иронию судьбы» тогда продвигали в массы. Мы же её до сих пор в Новый год по всем каналам крутим. А посыл-то фильма какой? Пей до беспамятства, веселись, гуляй - попадёшь в весёлую забавную ситуацию да ещё и встретишь свою любовь. Ну а на примере образа Ипполита мы тоже продвинули очень удобную концепцию: «Трудности в жизни? Бросила невеста? Есть решение - напейся до беспамятства». И ведь зрители, выросшие на таких фильмах, в своей жизни именно так и поступают. Для наших подопечных бутылка - это первое средство при любых жизненных трудностях, - сказал Василий Васильевич, разглядывая тлеющие угли в камине.
- Возвращаясь к нашей теме «свободы выбора», добавим, что для большинства телезрителей сегодня она выглядит следующим образом. Радость? - Травись! Праздник? - Травись! Горе? - Травись! Свадьба? - Травись! Поминки? - Травись! День рождения? - Травись! Скучно? - Травись! Грустно? - Травись! Весело? - Травись! Мы им не оставили фактически ни одной жизненной ситуации, при которой употребление алкогольного яда не было бы актуальным. Да что там, господа - даже собственная смерть и та является поводом для ритуального самоотравления! Умершему на могилу ставят стакан с водкой. Это поразительное явление. В России сейчас чуть ли не каждый третий умирает от водки или последствий её употребления, а родственники - ему на могилку ещё стакан ставят, - отметил телевизионный Король.
- Да, грамотно всё у вас выстроено, Иван Иванович. Может я ещё чего-то не знаю? Может и салат оливье или традиция ёлку наряжать появились при вашем участии?
- Нет, здесь мы ни при чём, некоторые тенденции мы просто поддерживаем, а не создаём. А по поводу оливье - это скорее ваша вотчина, дядя Миша, насколько понимаю, с тех пор, как колбаса и майонез из продуктов питания превратились в продукты химической промышленности, салат оливье тоже постепенно переходит в разряд блюд массового поражения?
Но дядя Миша пропустил эту фразу мимо ушей, что-то деловито разглядывая в мониторе:
- Господа, это нужно увидеть, - подал голос магнат пищевой индустрии и кивнул головой в сторону ноутбука на своих коленях.
Оба Короля встали и подошли к своему возбуждённому коллеге. На мониторе с бешеной скоростью менялись цифры.
- Что это? - спросил Иван Иванович.
- Это поступление средств на наши счета в банках. Я впервые вижу такую скорость и такие цифры, - ответил дядя Миша.
- Да, этот Новый год выдался особенно удачным. Хорошие нам хомяки сделали новогодние подарки, - усмехнулся Иван Иванович и, потуже замотав белый шарф вокруг шеи, подошёл к окну.
За окном десятки людей шли по улице с ёлками и пакетами, доверху набитыми товарами из ближайших магазинов.
- Что там? - Василий Васильевич подошёл к Ивану Ивановичу и тоже выглянул в окно.
- Подарки. Хомяки несут нам подарки, - улыбнулся телевизионный Король и задёрнул шторы.
--- На самом деле, этот текст некое маленькое подражание Незнайке на Луне, где в легкой игровой форме говорится о вполне серьезных вещах и вполне мог бы стать иллюстрацией в каком-нибудь Учебнике практического маркетинга для чайников, все в нем вполне грамотно изложено, только что специальных терминов не употребляется, ну так не в них же суть, а в смысле, не так ли? Что касается того, было уже в советское время программирование нации на алкоголизацию, введение культуры потребления алкоголя как непременного атрибута всякго праздника, в особенности, Нового года, то - да, полагаю, было, причем началось оно именно в хрущевско-брежевские времена, а маэстро Рязанов, как выяснилось после перестройки, ярый антисоветчик, по мере сил в этом продвижении алкоголя посильно участвовал, к сожалению, весьма небезуспешно.
Продакт-плейсмент советского шампанского и алкоголя вообще имел место в его комедиях, при внимательном рассмотрении, как ни крути, равно как и продвижение определенных поведенческих сценариев, создание ролевых моделей и внедрение неких установок. Уж сознательно, или нет, судить сейчас сложно, однако, если рассмотреть в контексте всего того, что мы знаем о хрущевско-брежневских временах, как временах постепенного отхода от коммунистических ценностей и идеалов, поэтапной дискредитации и ползучего сворачивания социалистического проекта - то, пожалуй, что и сознательно...
В общем, давайте ответим на вопрос, что у нас с этим сейчас - продолжается ли та же линия? Poll --- В том, что алкоголизация населения является одним из инструментов мягкого социального геноцида, а также отличным инструментом манипулятивного воздействия на деградирующее общественное и индивидуальное сознание, наверное, никого убеждать не нужно? Кстати, напомню из вчерашнего поста, каковы и чисто медицинские последствия алкоголизации населения в современной России - [Spoiler (click to open)]
Из интервью с академиком РАН: "Согласно нашей статистике, у нас умирает около двух миллионов человек в год. Лидирующие причины смерти - это сердечно-сосудистые заболевания. Это инфаркт миокарда, инсульт. На втором месте стоят проблемы с раком, на третьем месте - травмы на дорогах. А на четвертом месте, в отличие от мировой практики, активно стали показывать данные по смерти алкоголики от печеночной недостаточности. Это алкоголизация населения.
- Выходит, народ у нас запил сильнее, чем раньше, даже во время кризиса?
- Выходит, так. По этому поводу забил тревогу академик Владимир Трофимович Ивашкин. Он показал, что в последние пять лет стала возрастать алкоголизация населения, и как с этим резко связано повышение смертельных исходов. Алкоголизм - это тяжелая пневмония, это инфаркт миокарда, это инсульт.
- И туберкулез.
- Совершенно верно. Алкоголизация - это желудочные кровотечения, тяжелые поражения печени и так далее. Страшные вещи.
- Но ведь люди в массовом порядке не начинают спиваться просто так, без причин. Они пьют от безысходности: от отсутствия работы, от непрерывных кризисов, которые накрывают нашу страну.
- Конечно, алкоголизация населения - это не столько медицинская, сколько социальная болезнь."
Вот упомянутая в тексте песня Гребенщикова "Ну-ка мечи стакан на стол...", кстати сказать, сплагиаченная авторам ирландская народная мелодия, как и бльшинство "хитов" кумира либеральной инеллигенции БГ -