Наша гостиница расположена в Фетхие. Город мы не видели, приехали вчера поздно, а сегодня после завтрака уезжаем. Сама
гостиница прекрасна, с видом на море (правда, оно далеко)
Перед выездом из Фетхие подъезжаем к морю на несколько минут, просто подышать
Где-то на скалах
Теперь мы едем в расположенную неподалеку деревню-призрак Каякёй (Kayaköy)
Когда-то на здесь был древний город Кармилиссос, а в 18-ом веке на его месте построили городок Ливиси. Проживали тут греки. В 1923 году, после турецко-греческой войны, местное население было департировано в Грецию в рамках обмена населением между Турцией и Грецией.
Турки не стали заселять деревню, они не захотели жить в горах. Затем последовала серия землетресений и Каякёй превратился в руины
Сегодня это довольно популярная туристическая атракция
Видно, что это была довольно большая деревня (или даже город)
Очень живописные развалины
Тут было несколько церквей. Это Верхняя церковь 19-го века
Большая была церковь
Аленький цветочек
Деревенская улочка
Еще церковь
Грустная, конечно, история у этого места, но я такое люблю...
Теперь мы едем в древний город Ксантос, или Ксанф (Xanthos)
Страж Ксантоса
Ксантос был крупнейшим городом древней Ликии. Город был основан, предположительно, в начале 1-го тысячелетия до н.э., и с тех пор он познал и взлеты и падения. В 6-ом веке до н.э. персы захватили и полностью разрушили город. В 4-ом веке Ксантос вошел в состав империи Александра Македонского, а во 2-ом веке до н.э. он стал одним из городов Ликийского союза. В 1-ом веке до н.э. сюда пришли римляне, Брут (тот самый, который "и ты, Брут") захватил и разрушил Ксантос.
Существуют истории, что перед захвата Ксантоса и персами, и Брутом горожане совершали массовые самоубийства.
Марк Антоний отстроил город заново. Ксантос просуществовал до 8-го века, затем он пришел в полный упадок.
Раскопана лишь небольшая часть Ксантоса, но даже это очень впечатляет. Здесь нашли стеллу с надписями на ликийском и греческом языках
Это самый длинный найденный ликийский текст
Эта находка сыграла важнейшую роль в расшифровке ликийской письменности
Один из наиболее известных и хорошо сохранившихся памятников Ксантоса является монумент Гарпий 5-го века до н.э.
Это гробница, предположительно, ликийского правителя Киберниса. Саркофаг был установлен на высоком постаменте. Постамент украшен барельефами
Вроде как, это изображение Киберниса
Не знаю, кто изображен по краям, возможно, это гарпии, от которых пошло название монумента
Барельефы - это копии, так как копали тут англичане, оригиналы, естественно, ушли в Британский музей.
Возле монумента Гарпий стоит еще одна гробница - двухэтажная: внизу захоронение 6-го века до н.э., наверху - традиционный ликийский саркофаг
Рядом с могилами - римский театр
Театр был построен во 2-ом веке до н.э., в эллинистический период, но во 2-ом веке н.э. он был разрушен землетрясением. Вместо того, чтобы отремонтировать, театр просто построили заново.
Римляне возвели что-то вроде защитной стены, так что театр можно было использовать в качестве арены для проведения гладиаторских боев.
Жители Ксантоса
Еще руины
Развалины византийской церкви
А еще внимание привлекла такая вот интересная машина
Мужик из Англии на ней уже год путешествует. Он её сам переделал в караван и теперь катается по миру.
А мы едем дальше, в город Демре, постреоенный на месте древней Миры. Главный "городской сувенир" - св. Николай
Кажется, все в этом городе посвящено ему
Святой Николай, он же Николай Чудотворец, он же Николай Угодник, он же Санта Клаус
был архиепископом Мир Ликийских, здесь же в Мире он умер и был похоронен. Но в средние века среди христиан Италии была весьма популярна забава - искать и воровать мощи святых. Мощи святого Николая постигла та же судьба, их украли моряки из Бари. Правда, эту кражу они предпочитали называть спасением. Вот как это описывает Генри В. Мортон в своих "Прогулках по южной Италии" (описывает всю эту историю с мощами на основе средневекового рассказа Иоанна Архидьякона ):
"Прибыв в Миру, моряки Бари тут же пошли помолиться к святилищу святого Николая, и греческие монахи дали им маленькую чашу со святой жидкостью - «манной», излившейся из мощей святого. Это первое упоминание об этой жидкости. Тактика мореходов Бари после нахождения могилы была такой же, что и два с половиной столетия назад у венецианцев в Александрии. Они предложили за мощи золото. Венецианцы в свое время заметили, что египетские монахи не прочь на сделку, однако греки из Миры пришли в негодование. «Мы хотим увезти это святое тело, - сказали моряки Бари, - и перенести его в нашу страну. Мы пришли сюда на трех кораблях по повелению римского папы. Если вы согласитесь на наши условия, каждый корабль даст вам по сто золотых монет».
Такая невероятная ложь на монахов не подействовала: мораль греков оказалась на порядок выше, чем у латинян. Обнаружив, что итальянцы намерены взломать гробницу, они сказали: «Вот она. Неужто не побоитесь Божьей кары?» Моряки встревожились. Два священника, которых они привезли с собой, молились в церкви, «но были так напуганы, что голоса дрожали».
В конце концов моряки расхрабрились и решили действовать. Взяв молотки, разбили крышку и внизу, под кирпичами, обнаружили то, что они назвали «мраморной урной». Вероятно, это был саркофаг. Разбив мрамор, увидели священную жидкость, «манну святого Николая». Как и венецианцы, в свое время разрушившие захоронение святого Марка, моряки ощутили чудное благовоние, «запах святости». Иоанн Архидьякон говорит, что «на присутствующих повеяло тонким ароматом». Тем временем молодой человек по имени Матвей - по-видимому, он у них был лидером - засунул руку в саркофаг и обнаружил, что он до половины залит священной жидкостью. «Тогда он сунул в него правую руку и, нащупав бесценное сокровище, которым так страстно хотел обладать, не теряя ни минуты, начал бесстрашно его извлекать. В поисках головы святого окунулся в саркофаг всем телом и стал рыться руками и шарить ногами, стараясь ее найти. Когда вышел наружу, с тела его стекала священная жидкость».
Благочестивые воры поспешили со своей добычей к кораблям. ... «Отчалили в полном восторге. Реликвию завернули в новую белую ткань и положили в деревянный сосуд, наподобие бочонка для вина».
Жители Миры столпились на берегу. Они были преисполнены гнева и горя, рвали на себе волосы и бороды, завывали о потере святого покровителя, пели траурную песнь...Религиозное похищение оказалось успешным. Венецианские соперники не сделали попытки помешать барянам, так что в мае 1087 года корабли доставили драгоценный груз на родину к высыпавшим на берег восторженным толпам. ... Желание архиепископа Бари поместить реликвию в соборе было, по некоторым причинам, непопулярно. Ковчег с мощами положили на повозку, а впряженный в нее осел остановился возле побережья, где вскоре построили церковь Святого Николая"
Как выяснилось, барийцы в спешке собрали не все мощи, но то что осталось, через несколько лет украли венецианцы.
Уже в 5-ом веке здесь была церковь, посвященная св. Николаю. За эти годы она периодически разрышалась в результате землетрясений и нападений, восстанавливалась и ремонтировалась.
Важную реставрацию провели тут в 11-ом веке по указанию Конатантина Мономаха и его жены Зои. В 19-ом веке ракопки и реставрацию здесь проводили под покровительством царя Николая I. В середине 20-го века работы здесь проходили под управлением Анаталийского музея.
Сохранились фрески
Пол
Один из куполов
Сейчас Министерство лультуры Турции соместно с музеем Анаталии и университетом Хаджеттепе проводят работы по реставрации и защите церкви
А еще, кошки здесь красивые
Ну и под занавес нашего путешествия мы едем на гору Янарташ, или альтернативный Олимп. Тут, кстати, тоже классные кошечки
Эти места связаны с мифическим героем Беллерофонтом и его легендарным конем Пегасом. В юнности он нечаянно убил своего брата и был вынужден бежать в Тиринф. Там в него влюбилась царица, но как-то без взаимности. Тогда она оклеветала его перед мужем, и тот отправил его к своему тестю Иобату в Ликию, при этом попросив Иобата как-нибуть убить Беллерофонта. Иобат дал ему несколько смертельно опасных заданий, в том числе поручил убить чудовище Химеру. Но Беллерофонту покровительствовала Афина, которая помогла ему приручить крылатого коня Пегаса.
Химера была огнедышащем чудовищем с головой льва, туловищем козы и хвостом змеи. Беллерофонту удалось убить её. Пораженная стрелой Беллерофонта Химера уползла в пещеру, где и подохла, но пламя её потушить так и не удалось. Огни Химеры горят до сих пор
У подножья горы построили город Олимпос, где был храм Гефеста, а сам Гефест жил и работал на вершине горы. Вроде как, именно здесь Прометей добыл огонь, чтобы подарить его людям.
Беллерофонт после всех своих подвигов возгордился и решил на своем Пегасе подняться на Олимп. Боги, конечно, этого не потерпели, так что Беллерофонт кончил плохо.
На горе остались какие-то древности
Но главное здесь, конечно, огонь, вырывающийся из-под земли
Этому, естественно, есть научное объяснение, горит природный газ, тут даже такой вот анализ приведен
Но зачем портить фактами красивую легенду? Ясно дело, что это огни Химеры
Красиво горит
На этом, собственно, наше путешествие закончено. Остается только поблагодарить Рафи за замечательную экскурсию и удивиться (и восхититься) тем, какую он нашел совершенно волшебную точку для этой поездки.