Все это весеннее буйство неспроста и очень уж согласованно началось, либералы, заукраинцы, русскомирцы, брацконоротцы и прочие радетели за "правильную Россию вместо Эрефии, без Путина, кремлядей и эрефян" - заистерили в унисон из каждого утюга, получив мощный пинок от хозяев...
(
Read more... )
1. Россия - империя, и Новороссия от Харькова до Одессы и Приднестровья - ее органическая часть.
2. Имперская идентичность России была явно нарушена и в петербургский, и в советский, и в постсоветский периоды. Не было и нет внятной идеологии, объясняющей и элитам, и управляемым: ЧТО это за империя, "почему" и "зачем" она.
3. Само по себе включение в имперскую элиту представителей провинций естественно и полезно. Однако вышеназванный идеологический "полувакуум" легко заполняется псевдоморфозами, вроде "великоукраинства".
4. Поверхностный взгляд на реформу Никона ложен и опасен. Да, роль таких иерархов-малороссов, как Димитрий Ростовский, в жестоких гонениях старообрядчества (т.е. аутентичной русской версии Православия) трудно переоценить. Как и фактический перевод ими богословия на схоластическую западную модель. Но не всё в старомосковском Православии было так уж безобидно, не всё у Никона неверно. Мы стояли буквально в шаге от реальной схизмы: не только с Киевской митрополией, но и со Вселенским Православием. Закрепление этой тенденции в государственном строительстве сделало бы невозможными и петровские реформы - да, жестокие, да, во многом противоестественные, но во многом и необходимые. Стоили они партеса и "парсун" вместо знаменного распева и каноничных иконных образов? Вопрос не так уж прост...
5. Незнание истории, а тем более знание ложное - делает содержательное обсуждение названных проблем принципиально невозможным. В силу этого я буду вынужден отвечать не всем возможным собеседникам.
Reply
2. Идентичность была нарушена, однозначно. Коренным образом, причем. И идеология имперская была не проработана. В чем я расхожусь с коммунистами (и красными вообще, близкими мне по духу в целом) - так это в "пролетарии всех стран, соединяйтесь", в интернационализме без границ, то есть. Огульном таком.
3. Да, ессно. Природа не терпит пустоты, а сон разума рождает чудовищ(с). Отсутствие идеологии - тоже.
И пока не будет продумана идентификация именно великорусская, нас будут глодать все местные элиты и царьки, народы и народности, кому не лень, поскольку у них-то какая-никакая идеология есть у всех, а права им были дадены несоразмерные значимости для империи.
4. Никто и не утверждает, что реформы Никона просты и однозначны. Но то, что они, в том исполнении, что были , принесли великий вред и породили Раскол - вроде бы сомнений нет все же?
Во многом необходимые петровские реформы. Безальтернативные?
Насчет парсун вопрос непрост в принципе. Он ведь имеет выходы и в светское искусство и значительно более широк и глубок, нежели только религиозный-культовый-обрядовый.
5. Это понятно. Полузнание всегда хуже незнания..) Боюсь, что полным знанием этой стороны вопроса (и даже просто глубоким знанием) мало кто здесь может похвастаться.
Reply
4. Вопрос в том, не произошел бы без "никонианства" раскол Русской Церкви с греческими. Мне он кажется вполне возможным и смертельно опасным.
Была ли альтернатива петровским реформам? В любом случае быстрая "европеизация" армии, всего военного дела была уже насущно необходима. И победа сторонников Аввакума, скорее всего, наглухо закрыла бы такую возможность.
О церковном искусстве, особенно пении, можно сказать очень много. Но это слишком далеко нас уведет.
5. Концепцию, в основе которой лежит незнание того, что с XIII по XVI в. царями на Руси не только назывались, но до конца XV в. и были ордынские ханы - я обсуждать не могу. А концепция уважаемого vlad_cepesh именно такова.
Reply
Почему - наглухо? Разве он был религиозным фанатиком? В большей степени, чем это было свойственно церковным деятелям той эпохи? Кто устраивал изуверские пытки и сожжения, не Никон ли с никонианцами? Кто зверски замучил Морозову и Урусову? Ведь до сих пор читать невозможно о том, что с ними творили, на меня еще в ранней юности эти повествования об их судьбе, в подробностях, с сохранением оригинального стиля и языка летописей, произвели не меньшее впечатление, чем рассказы о пытках молодогвардейцев краснодонских, такие же мученики за веру, хоть и веру иную, только ведь ребят пытали враги, захватчики, оккупанты, а боярыню и княгиню - свои, единоверцы, русские.
А все последующие гонения на староверов? А разрушенная в душе народа, в коллективном бессознательном вера глубинная в Бога, которая и привела впоследствии к глубокому неверию и революционным , периода гражданской непотребствам народным в отношении церкви и церковников? Да и к революции отчасти, тоже, ведь финансировали же ее богачи-староверы. Ну, в общем, тут говорить бесконечно можно, я этим вопросом увлекалась, поскольку люблю Сурикова к тому же и об истории создания его Морозовой читала в подробностях у Кончаловской в детстве еще.
О парсунстве - да, тема обширная и прелюбопытная, меня она интересовала тоже, с тех пор, как я побывала в очередной раз в доме-музее Тропинина и ввязалась в спор с экскурсоводом на эту тему))
Я как раз по пению церковному своего мнения не имею, не компетентна, но есть у кого проконсультироваться из высоких профессионалов в этом вопросе..)
5. Кто-то может утверждать 100%-но, что в 13-м веке не только назывались, но и были?)
Reply
Русские летописи, в которых ханы зовутся царями - не фейк. Получение московскими князьями царских "ярлыков" на великое Владимирское княжение - не фейк.
Reply
Это ли не ошибка, худшая, нежели преступление? Не стоило ли охолонуть и отступиться? Что сказала Морозова на дыбе? "Вера ли это у тебя христианская, что так мучаешь меня, такое творишь со мной?" (по памяти, но могу найти) Я прекрасно понимаю староверов. Вот они-то и были истинно верующими. Не самыми мудрыми, не самыми адаптивными. Не умеющими быстро переобуваться по приказу и наставлениям духовных пастырей. Но самыми истинными христианами. Не начетчиками и не догматиками. А верующими. И вера их, в мельчайших деталях - изменению не подлежала. Иначе она верой быть - переставала. Это в научном знании при появлении новых данных, фактов, не укладывающихся в старую теорию, можно стать приверженцем новой и остаться большим ученым. В вере - иначе, если ты легко меняешь по указу не Господа самого, а его наместников, посредников на Земле, веру своих предков, пусть и в самой малости - ты НЕ веришь и никогда не верил, просто убедил себя и других в этом.
Reply
А потому что этот лозунг уже сто раз доказал свою несостоятельность. И даже опасность для нас. Хрестоматийный пример - когда в 1920 году Красная Армия, вместо того, чтобы освобождать Львов, поперлась в Польшу. Рассчитывая, что польские пролетарии встретят своих "братьев по классу" цветами. Какой трагедией это закончилось, известно. И что за этой трагедией стоял Троцкий, тоже известно.
Отзвуки этого преступного интернационализма дошли до 1941 года. Сейчас уже трудно восстановить картину полностью, потому что архивы были сильно вычищены при Хрущеве. Но мне изредка попадались свидетельства, что отчасти массовые сдачи советских солдат в плен в первые месяцы войны были связаны, в том числе, и с этим. Вот это вот "немецкие солдаты, не стреляйте, мы, советские солдаты, такие же рабочие, как вы". Эта вера в "пролетарский интернационализм" подрывала боеспособность советских солдат в первые месяцы войны.
Приходилось даже слышать, что троцкисты специально эти настроения культивировали в армии. И что в первые дни войны, когда многие наши части оказывались отрезанными от основных сил, без связи, был ряд случаев, когда наших солдат командиры-троцкисты намеренно заводили в плен. Комиссары - троцкисты объявляли: "Товарищи, вы все помните из истории о братаниях русских и немецких солдат во время ПМВ. Так вот, сейчас мы получили приказ от командования о проведении братания с немецкими рабочими, одетыми в солдатскую форму". И вели целые части с оркестром и знаменами в расположение немцев. Там их разоружали и отправляли в лагеря для военнопленных.
Документальных подтверждений этому не найдено. Но ведь и про "сталинские репрессии" нет документов. Однако же все до сих пор верят хрущевскому докладу на 20 партсъезде.
Reply
Хотя я понимаю, почему красным (марксистам-ленинистам хочется перегнуть палку в другую сторону - последние десятилетия классовые интересы и идентификация классовая отрицались вообще, между тем как именно в капиталистическом обществе она играет первоочередную роль, одну из важнейших)..
Reply
Leave a comment