Манифест либералов: "за вседозволенность в искусстве" и не только, или - где "невидимая рука рынка"?

Oct 26, 2016 10:15


Что-то наши творческие личности дико возбудились и дружно, один за другим, ринулись в бой за свободу слова и право художника на высказывание, видение и что-то там еще?
Забывая об одной пикантной подробности - финансировании их творческих изысков и поисков за счет поносимого ими государства...
Вот на днях, не сумев сдержать порыв мятущейся либеральной души, отдуплился прекрасный характерный актер и никакой режиссер, сын великого отца -
Константин Райкин о грядущей цензуре. Главное в пяти цитатах
24 октября руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России с большой речью о цензуре и борьбе государства за нравственность в искусстве. Аудиозапись была опубликована в фейсбуке Ассоциации театральных критиков, прослушать ее можно здесь. Вот фрагменты речи, которые наиболее полно отражают посыл Райкина:
[Spoiler (click to open)]


  • Меня очень тревожат - я думаю, как и вас всех - те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры.

  • Словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Когда мочой обливают фотографии - это что, борьба за нравственность, что ли? Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали... Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре.

  • У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда прямо вот так, ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну что же мы? Ну неужели он такой гений, что и на нас настучал на тысячу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство.

  • Я предлагаю: ребята, нам нужно внятно высказаться по этому поводу. Почему мы молчим все время? Закрывают спектакли. Запретили «Иисус Христос - суперстар» (17 октября этот спектакль запретили показывать в Омске - прим. редакции). Господи! "Нет, кого-то это оскорбило". Да, оскорбит кого-то, и что? Церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, - она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем.

  • Собственно, я считаю, что нам надо объединиться. Еще раз говорю: нам надо объединиться. Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу. Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссер, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться. Нам нужно вместе очень внятно давать отпор этому.

Народ не понял свободного полета творческой мысли и высказался вполне однозначно -
Кремль объяснил Райкину отличие цензуры от госзаказа
В Кремле ответили на выступление Райкина о цензуре и давлении на искусст
«Хирург»: эти «райкины» хотят превратить Россию в сточную канаву
Театральная общественность и соцсети обсуждают выступление Константина
Константин Сёмин. "Райкин за вседозволенность в искусстве: Манифест либерального цензора"
Серебренников о речи Райкина: Среди людей искусства этика существует
На самом же деле, проблема намного глубже и на это обратил внимание m_yu_sokolov в Невидимая рука рынка
Киберактивисты критикуют К. А. Райкина -- "То Райхельгауз клеймит Россию на федеральном канале, то Райкин заявления делает... Вот интересный момент: театры у нас финансируются государством. То есть в то время, как эти деятели ратуют за "невидимую руку рынка", как руку, управляющую уровнем жизни остальных граждан, сами они - на государственном обеспечении... сами жить по указу "руки рынка" не желают. Позволяя себе при этом поносить как граждан (вероятно, обязанных содержать их творения антинародного характера, по сути, поношения), так и государство, которое их кормит".
Так ведь и твердые либертарии по большей части кормятся при бюджетных организациях. Флагманы рыночного сознания ВШЭ и РАНХиГС тоже питаются от вполне видимой руки правительства. Так почему же им можно, а Константину Аркадьевичу нельзя?
Из комментариев в обсуждении новости -
krytykЯ не удивлён. Много-много лет назад один мой коллега по НИИ с возмущением рассказывал, что, будучи подселённым на одну ночь в комнату к Константину (дело было зимой в пансионате на Клязьме), он подвергся сексуальным домогательствам со стороны последнего. Я тогда этому не поверил, но, посмотрев впоследствии спектакль "Служанки" в "Сатириконе", понял, что художественный руководитель театра по меньшей мере двустволка (т.н. AC/DC). Тем не менее, актёр он просто потрясающий, к тому же мастер сценического движения и замечательный чтец. Что касается его нашумевшего выступления, то Костя абсолютно прав относительно "Офицеров России" (те ещё проходимцы, можете погуглить) и липовых православных, протестующих против "JCS". А вот его критику относительно ужасов советской цензуры и идеологического прессинга могу рассмотреть только после того, как Райкин-младший вернёт государству на халяву полученное здание театра "Сатирикон" (бывший кинотеатр "Таджикистан"). Да-да, вот так наше государство цинично глумилось над бедными райкиными![Spoiler (click to open)]
gala_gala15Простой ответ на наивный вопрос - тень должна знать свое место(с), а наши "свободные художники" на гособеспечении - лишь тень либеральных ученых-экономистов на нем же. Пропаганда - наше все, задача райкиных и райхельгаузов изображать красивую картинку, прикрывая деструктивные экономические деяния мау и кузьминовых.
stepanpugachevСкажем так неплохой актер. Характерный. А что касается его высказываний, то я в них ничего страшного не нахожу. Имеет право на свое мнение.
gala_gala15Согласна, характерный - великолепный. Эксцентрик потрясающий, недооцененный, кстати. Но глуп-с, как часто бывает у творческих людей.

Всяк имеет право на свое мнение. За свой счет только)
gdidinАга, имеет. Минкульт отказался финансировать заднеприводной спектакль, вот талант и впал в истерику.
geratВот он и сыграл еще одну роль на съезде, роль шантажиста.
Через жупел Сталина выбивает деньги на свой ремонтируемый театр.


*****************************************

А вы как считаете, имеет ли право "художник/ученый" за государственный счет государство же и порочить/разваливать?
Или все-таки такого рода деятельность не должна оплачиваться из кармана налогоплательщиков и свобода заканчивается там, где и самофинансирование?
Где столь любимая и даже фетишизируемая  либералами у властной кормушки "невидимая рука рынка"?
UPD.
ЧТД. Читаем обсуждение -[Spoiler (click to open)]
Ну, что, с неистовым Костей Райкиным всё становится ясно. Причины его яростных разоблачений оказались столь пошло меркантильными, что даже говорить стыдно.

Причины две

Как я понимаю, выделение земли под торговый центр "Райкин-плаза" и согласование строительства были даны при условии того, что на деньги, полученные Константином от этого "культурного" заведения будет отремонтирован театр. Сейчас как раз начат ремонт, но денег Райкину жалко, и он хочет государственных денег на продолжение реконструкции

В принципе, "Сатирикон" получает от государства ежегодно более 200 миллионов рублей на творчество. Но денег много не бывает, поэтому "нищий" миллионер Райкин потребовал у Министерства культуры дополнительных денег на дивный спектакль о подростке-гомосексуалисте. Министерство как-то не захотело субсидировать столь важную для Кости тему и предложило режиссеру Райкину ставить эту пьесу на свои

Ох, и обиделся Костя". ЕМУ великому не дают денег! Сатрапы! Если денег не дают, то это сталинизм и 1937, безусловно. Если надо ставить спектакль на свои деньги - это ж зверская пытка.

Власть должна только деньги давать и ни о чем не спрашивать

Кстати, я всё удивляюсь, чем нашим креаклам 1937 кажется хуже, чем 1918? Чем им Сталин хуже Ленина? Не потому ли, что в 1918-м их предки убивали и грабили, а в 1937 - их предков стало настигать возмездие? Но это так, к слову.

Как вы думаете, владелец этого огромного торгового центра может позволить себе поставить спектакль в своем театре на свои деньги?
источник

Россия, культура, творческая интеллигенция, либералы

Previous post Next post
Up