Все гости Еревана обязательно идут к зданию Оперного театра.
Но на этот раз мы с вами пройдём мимо и повернём направо, чтобы оказаться в сквере Комитаса у здания Консерватории, которая тоже носит имя Комита́са.
В день, когда я была у Консерватории, там собирались студенты и выпускники, чтобы узнать результаты экзаменов. Было приятно видеть, как тепло молодёжь приветствует проходящих в здание преподавателей.
Напротив входа в Консерваторию можно увидеть памятник. Необычная поза и выразительность фигуры человека сразу притягивают к себе ваше внимание. Не удивительно, что это памятник Комитасу.
Он установлен в 1988 году. Скульптор - Ара Харатюнян, архитектор - Дарбинян Феникс Габриелович.
Консерватория им.Комитаса. Ереван
Кто же этот человек?
Комитас много сделал для развития и популяризации армянской музыки, и неудивительно, что его именем названы консерватория, площади, улицы и пантеон.
Комитас - монашеское имя в честь армянского гимнотворца VII в., а настоящие имя и фамилия Согомон Кеворк Согомонян (1869-1935). Ещё ребёнком, музыкально одарённого мальчика отдали учиться в духовную семинарию. Там он принял монашество и после обучения получил сан священника.
Комитас обучал семинаристов музыке, создал хор, оркестр народных инструментов и параллельно изучал армянское музыкальное наследие и церковную музыку. И в 1895 году принимает сан архимандрита.
Но интересы Комитаса простирались много дальше церковной музыки.
Он изучает курс гармонии и европейской техники композиции и уезжает учиться в Берлин, в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Там же, в Берлине, он посещает лекции по философии, эстетике и истории музыки в императорском университете.
Вооружённый знаниями и новыми идеями, Комитас возвратился в Эчмиадзин, в семинарию и полностью поменял систему обучения музыке. Параллельно с преподаванием он занимается народной музыкой, посещает разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов.
За десять лет Комитас записал более 4000 крестьянских песен.
Большинство из них были потеряны во время геноцида армян, до наших дней дошло лишь 1500 произведений.
Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда, когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том, что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они, когда объединяются, показывают истинную сущность людей.
Но такая бурная светская деятельность не понравилась Католикосу всех армян, который считал, что Комитас использовал церковную музыку для неправильных целей. И Комитас, не желая бросать от занятия музыкой, отказался от сана епископа и в 1910 году уехал из Армении (Эчмиадзина) в Константинополь.
Он думал, что там он сможет претворить свои мечты в реальность.
Поначалу так и было. Комитас создал большой хор «Гусан», выступал с музыкальными докладами и лекциями, сочинял духовную музыку.
Но в период турецкого геноцида армян в 1915 году, в апреле, Комитас вместе с другими известными армянскими писателями, публицистами, врачами, юристами был арестован и сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения армян.
Благодаря влиятельным друзьям его возвратили в Константинополь, но пережитый ужас отразился на его психическом состоянии. В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику без надежд на выздоровление. Он умер, проведя почти 20 лет, в лечебнице городка Вильжюиф под Парижем. Его прах был привезён в Армению и похоронен в Ереване весной 1936 года.
«Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, свое духовное я» - так было сказано про этого знаменитого армянского композитора. И памятник, который находится напротив Консерватории так же печален, как была печальна судьба Комитаса.