Удивительно, что до Софьи Богдасаровой никто ещё не написал историю о российских преступлениях в сфере искусства. Читать о знаменитых преступлениях всегда интересно, сразу вспоминаются голливудские фильмы и сериалы. Но с русскими преступлениями так не получится. Русский преступник пренебрегает не только трезвым расчётом но и даже просто расчётом. Он может пойти "на дело" без предварительного плана, просто выпив перед этим бутылку водки или совершить преступление здесь и сейчас, потому что это только что пришло ему в голову.
Поэтому название книги Софьи Багдасаровой
"Воры, вандалы и идиоты" как нельзя лучше отражает её содержание.
В книге довольно широкие временные границы, от основания Эрмитажа до наших дней. Несомненно, использовались журналистские публикации, но основной источник информации - люди. Софья Богдасарова встречалась и с криминальными авторитетами, и с искусствоведами, и с бывшими следователями. Выдержки из этих интервью можно прочитать в книге, но в основном именно на этих сведениях строится само повествование.
Самые умные и рассудительные российские преступники в сфере искусства - это поддельщики, которые подделывают картины и другие произведения искусства. Здесь гораздо реже встречаются какие-то глупые или нелепые случаи.
А вот при похищении икон, картин и ювелирных украшений воры-идиоты встречаются намного чаще. Представьте себе вора, который украл 602 бриллианта и потом просто прятался за иконостасом, пока от голода не выпал на головы полицейским. Где такое ещё можно представить, как не в России?
Особенно мне понравилась история об одесских антикварах, которые создали "тиару Сайтаферна" и продали её в...Лувр. Дело раскрылось, но, как ни странно, никто не пострадал и даже не поплатился деньгами. Более того, эта история ничему французских антикваров не научила. В 1962 году Лувр за неоглашенную сумму приобрёл "произведение античной торевтики первостепенного значения" - серебряный позолоченный ритон в форме кабаньей головы с рельефными фигурами скифов. нужно ли говорить, что это тоже было произведение того же Лейбы Гохмана и ещё один такой же ритон валяется в запасниках московского Исторического музея.
Не буду рассказывать обо всех интересных историях, описанных в этой книге. Поверьте, читать её так же интересно, как впервые смотреть "Одиннадцать друзей Оушена".
Книга довольно большого формата, с интересно оформленной обложкой. Страницы плотные. В книге забавные иллюстрации и довольно много фотографий. Всё, как я люблю. Думаю, что все знают, что автор книги - известный блогер и её можно читать в ЖЖ.
С удовольствием советую эту книгу к прочтению всем, кто любит не скучные, с юмором истории.