В эти дни все вспоминают школу.
Я не исключение.
Наверное, у каждого свои воспоминания о тех годах. У кого-то приятные, у кого-то не очень. Но всегда яркие и запоминающиеся. Потому что ребёнок сохраняет образы, а не описания.
Немного моих воспоминаний.
В школу мне очень хотелось. Для ребёнка - это ЭТАП. Переход во "взрослую" жизнь. Вот, ты был детсадовец, спал после обеда и до вечера сидел в садике. А школьник... он взрослый, у него есть портфель и тетради, он не спит днём, а после школы сам, без родителей, идёт домой. И группа шестилеток в садике называлась подготовительной. Нас готовили к школе. И на выпускном мы фотографировались в школьной форме, как знак того, что из садика уходим.
Забавно, что моя первая школа, 4-я начальная находилась напротив моего садика, через дорогу. А для меня перейти эту дорогу и пойти в школу было огромным событием. Как хорошо это иллюстрирует разность восприятия мира взрослым и ребёнком. Для ребёнка - событие вселенского масштаба. Для взрослого - новые заботы.
Немного расскажу о школе.
Школа деревянная, одноэтажная, но на высоком фундаменте и с большими, высокими окнами. Там был двор, который осенью был засыпан опавшими листьями клёна. Там у нас проходили уроки физкультуры. И на переменках нас выпускали на этот двор бегать. Однажды я загнала в этом дворе мальчишку на крышу школы и убрала лестницу. Ругали и вызывали маму.
Пол в школьном коридоре был покрыт чёрно-белой плиткой, как шахматная доска, а по бокам были классы. "А" и "Б". Учились в две смены и мне очень нравилась вторая смена.
Впереди, на стенах у окна был стенд, где висели фотографии и текст о Ленине. Его детские и школьные годы. Как сейчас помню фотографию школьной ведомости, где были одни пятёрки и одна четвёрка. Почему-то эта четвёрка меня очень расстраивала. У Ленина всё должно было быть идеально.
В нашем классе стояли деревянные парты с наклонной крышкой и скамейками, которые составляли с партой одно целое. Если положить ручку не в углубление на верхнем краю парты, а мимо, она скатывалась по крышке на пол. А в центре крышки была круглая дырка. Потом мне объяснили, что туда раньше вставляли чернильницу. На стене висел плакат, где аккуратный школьник в старой школьной форме правильно сидел за партой, выпрямив спину и сложив перед собой руки. Над доской висел портрет Ленина.
фото из инета
Мы писали автоматическими чернильными ручками, фиолетовыми чернилами. Часто чернила в ручке заканчивались прямо во время урока и учительница разрешала заправить ручку из дежурного пузырька, который стоял в шкафу за учительским столом. И да, промокашки тогда использовали по назначению.) Забавно, что современные дети даже не знают значения этого слова.
Как раз в тот год, когда я пошла в первый класс, появились в продаже шариковые ручки. Но нам строго запретили даже пробовать ими писать. Считалось, что от шариковых ручек портится почерк.
И мы писали палочки, петли и крючочки. Учились правильно соединять буквы. Это было ужасно. Сколько слёз было пролито на кривые строчки...
Зато, чтение и математика никаких трудностей не вызывали.
Читать я умела и про себя, и вслух, бегло, на уровне 3 класса, как говорила учительница.
Считала в пределах ста и выполняла все действия с цифрами. В общем, я уже знала всё, что требовалось по программе 1 класса и мне было на уроках скучно. Развлекалась, как умела, но это всегда мешало остальным, получала за поведение четвёрки и выговор дома. И тогда учительница предложила маме перевести меня во второй класс.
Помню, родители обсуждали этот вопрос на кухне. И отец маме запретил даже думать об этом. "Пусть будет как все".
Но, к счастью (или к несчастью), я никогда не была как все...