Как жалко бывает расставаться с Новогодними праздниками. Не зря, многие из нас очень долго тянут и не разряжают ёлку до февраля. Есть что-то доброе и милое в этом празднике и мы празднуем сначала католическое Рождество, потом Новый год, потом православное Рождество, потом Старый Новый год и, наконец, самые стойкие - китайский Новый год. И у нас, в Ивановском музее камня до китайского Нового года проходит интереснейшая выставка
"Старый добрый Новый год" Как вы догадались, именно там мы и побывали в эти выходные, успев, буквально, в последний вагон, ведь завтра - последний день работы этой выставки. Но тем, кто не смог на ней побывать, я всё покажу и расскажу.
Выставка проходит в
музее камня и занимает два больших зала. Пока мы в фойе ждали начала экскурсии, познакомились с экспонатами, с которых начинается музей.
Но сегодня наша цель - выставка "Старый добрый Новый год" и мы идём на экскурсию.
Выставка рассказывает об истории празднования Нового года в нашей стране с начала ХХ века и до краха СССР.
В первом зале - открытки, игрушки, вещи, связанные с празднованием Нового года. Инсталляции "Как встречали Новый год в 1910-е, 1930-40-е годы, во время Великой Отечественной войны, в 1950-60-е и 1970-80-е годы" на основе подлинных вещей тех времен; коллекция пластинок ХХ века "Музыкальный Новый год".
За короткий период, продолжавшийся меньше ста лет, в России неоднократно менялся политический строй, бушевали революции, была гражданская смута, страна пережила две мировые войны, менялись границы и люди, запрещались старые и появлялись новые праздники. В этой политической круговерти досталось и новогоднему празднику. В Первую мировую войну новогоднюю елку объявили немецкой "шпионкой", но она выстояла. В конце 20-х - начале 30-х годов ее запретили как буржуазный пережиток, но уже в 1935-м, благодаря инициативе нашего земляка П.Постышева, она вернулась. Новогодний праздник выдержал массированную идеологическую атаку в советский период, оставаясь любимым и народным.
В этой витрине представлены подлинные вещи периода начала гонений на Новый год и Рождество. В 1929 году празднование Нового года объявили пережитком и начали всячески с ним бороться. И в журнале "Работница" того времени, представленном в этой витрине, рассказывается, как пионерка Нина готовится к "Антирождеству".
И в этой же витрине - фото детишек, празднующих Новый год в 1939 году, когда его "реабилитировали" и вернули.
Но послабления были уже раньше, вот газета, где мы можем видеть радиопрограмму, где запланирован предновогодний концерт.
Дневник, вещи 40-50-х годов. А маленькая фарфоровая кукла - трофей из Германии.
Отдельно - коллекция новогодних пластинок.
Во втором зале мы видим парад Дедов Морозов и Снегурочек из ваты, папье-маше, опилок, полиэтилена, пенопласта, гипса, фарфора, стекла, металла (более 200 штук).
Многие из этих дедов Морозов сделаны на нашей Ивановской фабрике игрушек.
Вот этот колючий дед Мороз сделан в Украине.
А эти деды приехали из Молдавии. И наряд у них соответствующий.
Позже популярными стали пластмассовые фигурки.
В витринах представлены елочные игрушки 1930-50-х годов из ваты, папье-маше, канители и пр.; елочные игрушки на прищепках; картонные игрушки.
Можно увидеть бенгальские огни, конфетти, дождик и другую елочную атрибутику.
А ещё, поздравительные телеграммы, журналы, газеты, плакаты, пригласительные билеты, абонементы в кинотеатры.
Большой стенд посвящён теме космоса в Новогодних открытках.
Экскурсию проводит "Лучший учитель года" Сергей Беляков, один из руководителей и преподавателей Школы-музея "Литос-КЛИО"
И в нашем музее есть уникальный экспонат, тоже связанный с темой космоса. Это ёлочное навершие в виде спутника.
Таких наверший было сделано не больше 50 штук, они плохо сохранились, ножки-лучи спутника очень тоненькие и хрупкие. Но наш экземпляр выглядит совсем неплохо.
Завтра выставка завершает свою работу, но перед следующим Новым годом обязательно будет новая. И мы ни за что не пропустим это событие.
А в планах - посещение музея камня и Планетария.