Богатство, это не всегда гарантия счастливой жизни. Когда-то, в XVII веке в Пскове жил богатый купец, Сергей Иванович Поганкин. Заведовал таможней, денежным двором, был кабацким головою, а это во все времена было прибыльным делом. Торговал по всей Руси и за её пределами пенькой и кожей. Кто знает, за характер или за какие поганые дела получил купец свою фамилию. Богатство копилось, купец не жадничал, жертвовал деньги на строительство церквей, помогал своему городу. Но и себя не забывал.
В 1670-е годы построил палаты белокаменные, которые так и стали звать, "Поганкины палаты". Казалось бы, живи и радуйся. Только вот, жизнь распорядилась иначе...
У С. И. Поганкина были сыновья - Яким и Иван, вместе с которыми он вел торговые дела. Но наследников они не оставили. В 1711 году род Поганкиных прервался на племяннике Сергея Ивановича, Григории Юрьевиче Поганкине, последнем представителе рода, который умер во время эпидемии - «морового поветрия».
После смерти последнего представителя рода, палаты перешли во владение казны города Пскова, с 1711 года, новгородский вице-губернатор Корсаков Яков Никитич сдавал их в аренду военному ведомству под пороховые склады и в 1747 г. здание было куплено Главной провиантской канцелярией за 2 тыс.руб. Как раз к этому времени относится первое известное изображение Поганкиных палат.
Несколько раз здание перестраивалось, убирали потолки и полы, разбирали изразцовые печи, меняли покрытие на крыше.
Псковское археологическое общество давно "положило глаз" на Поганкины палаты, желая устроить в них музей. Но Военное ведомство расставаться с ними не спешило.
Положительному решению вопроса помог счастливый случай. Предводителю псковского дворянства Николаю Ивановичу Новосильцеву и председателю ПАО предстояло представление Государю Императору. Было решено для поднесения изготовить шикарный альбом с фотографиями Поганкиных палат, выполненными фотографом Кононовым и раскрашенными акварелью.
28 февраля в 2 часа дня Н.И. Новосильцев был принят Николаем II. Альбом был поднесен, при этом Н.И. Новосильцеву посчастливилось дать надлежащие объяснения, после чего «Его Величеству было угодно повелеть 7.03.1900 г. передать Поганкины палаты из ведомства военного министерства в распоряжение и владение Псковского археологического общества». Е.К. Фан-дер-Флит пожертвовала на ремонт здания и устройство музея 20 000 рублей. Все заботы по организации строительных работ пали на Ф.А. Ушакова. К декабрю 1902 г. основная часть работ была завершена.
И 15 декабря 1902 г. прошло торжественное освящение Музея Археологического общества. И с того времени, история Поганкиных палат неотделима от истории Псковского музея-заповедника.
Музей прирастал экспонатами и развивался. В нём была собрана богатейшая коллекция археологических ценностей, икон, живописи, различных предметов.
К счастью, и после революции 1917 года, музей расширялся, вбирая в себя вновь организованные музеи - Естественно-научный, Социалистического строительства, Музей-квартира В.И. Ленина, Дом-музей В.И. Ленина (домик «Искры»), Антирелигиозный музей в Троицком соборе.
К началу войны музей обладал богатейшими коллекциями археологии, нумизматики, рукописных и старопечатных книг и документов (древлехранилище), иконописи и др. произведений церковного искусства, русской и западноевропейской живописи, графики, мелкой пластики, фарфора и т.п., естественно-научными коллекциями
В первые годы после окончания Великой Отечественной войны, большая часть вывезенных из Псковского музея КХЦ вернулась в Псков. Но не менее трети музейных ценностей осталось за пределами России. По большей части, их судьба до сих пор неизвестна.
Война нанесла огромный ущерб музею. Многие музейные здания были практически уничтожены, Поганкины палаты частично разрушены взрывом.
Постепенно мирная жизнь наладилась, здание Поганкиных палат было восстановлено и в нём по-прежнему располагался музей.
Сегодня в здании Поганкиных палат представлены несколько экспозиций:
«Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.», Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным художественным явлением Древней Руси.;
«Художественное серебро XVI - XIX вв.», Помимо традиционных экспонатов в экспозиции находятся много предметов из Псковских кладов;
«Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX - XX вв.»;
«1100-летний Псков в истории России»
В палаты поднимаемся по восстановленной лестнице с крутыми ступеньками.
Коллекция икон в Поганкиных палатах просто потрясающая. Наверное,одна из самых богатых в России.
Богоматерь Тихвинская с акафистом. Первая четверть 16 в.
Огненное восхождение Илии Пророка. Первая половина 16 в.
Святые Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с житием последнего.
Конец 16 в.
Главной особенностью псковского иконописания можно считать необычайно драматическое, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущению псковитян, лишенных благодушия и душевной гармонии. Псковским иконам присуще высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, будто бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры; оригинальные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста.
Св.Никола в рост с житием. Первая четверть 16 в.
Сошествие во ад с избранными святыми. Конец 15 в.
Предста Царица. Вторая половина 16 в.
Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб с житием. 1545 год.
Чудо Георгия о Змие. Середина 16 в.
Эти черты, делающие псковскую икону столь непохожей на все, что создавалось в других центрах Древней Руси, объясняют её жизнестойкость и авторитет до конца XVI в.
Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская. 1583 г., копия с иконы 13 века.
В двух небольших залах, где раньше располагались приемная и рабочий кабинет купца Поганкина, разместилась экспозиция серебра.
Кольца для салфеток и вазочка с крышкой. 19 век. Серебро, скань, зернь.
Коллекция предметов из драгоценных металлов Псковского музея - одна их крупнейших в стране, оно насчитывает свыше 1000 единиц хранения. Около двухсот изделий экспонируются на постоянной выставке художественного серебра.
В двух залах экспозиции предложено максимально возможное количество предметов XVI - середины XIX в. разнообразного назначения, преимущественно церковной утвари, т.к. формирование коллекции - основная её часть поступила в музей в 1920 - 1930-е годы в результате массового закрытия храмов и монастырей Псковской губернии. В 1920-е гг. коллекция музея также значительно пополнилась благодаря поступлениям из частных коллекций.
Потиры, дискосы, панагии, кресты, напрестольные Евангелия, иконы в драгоценных окладах, литургическое архиерейское облачения, лицевое шитьё - предметы церковного обихода составляют ядро экспозиции.
Евангелие в окладе. 17 век. Москва, печать 1689 г.
Особый интерес представляют наградные ковши XVII в., жалованные московскими царями за заслуги и знак милости. В их числе ковш Сергея Ивановича Поганкина 1689 г.
Ковш, пожалованный царями-соправителями Петром, Иоанном и Софьей псковскому купцу Сергею Поганкину за сбор таможенных пошлин. 1689 год, Москва. Серебро позолоченное, чеканка, гравировка.
Историческая экспозиция, которая повествует об истории Пскова и Псковской земли в контексте русской истории, называется «1100-летний Псков в истории России», она была создана в 2003 году к юбилею города.
Первый зал посвящён началу Пскова и временам княгини Ольги, основательницы города, уроженки Псковской земли, родина которой - погост Выбуты - находится в 12 км от Пскова вверх по реке Великой. Здесь можно увидеть вещи, относящиеся к первым векам жизни поселения на мысу при слиянии рек Великой и Псковы.
Второй зал посвящён славной боевой истории Пскова республиканского и постреспубликанского времени. Показано также политическое устройство Псковской вечевой республики, вислые актовые печати, местное монетное дело. Представлена схема знаменитого Ледового побоища 1242 года.
В центре зала выставлены два меча: большой меч XV века, приписываемый псковскому князю Всеволоду-Гавриилу, правившему в Пскове в 1137-1138 годах и меньший, уникальный подлинный меч, принадлежавший другому псковскому князю - Довмонту-Тимофею, правившему здесь в 1266-1299 годах. Оба князя были канонизированы как русские святые.
Третий зал посвящён культуре Пскова. В центре - три колокола, изготовленных на псковском литейном дворе. Наверху - прекрасной работы хорос, предназначенный для освещения храма свечами, в нише - серебряные предметы церковного обихода и здесь же - редчайшие железные вериги, носившиеся монахами под одеждой для «умерщвления плоти».
Опять же, жалею, что так мало времени уделили этому музею. Он заслуживает вдумчивого и неспешного осмотра.
Как найти Поганкины Палаты:
Адрес: Псков, ул. Некрасова,7
Время работы: с 11.00 до 18.00, кроме понедельника. Тел.:(8112)66-33-11
Описания экспозиции взяты с офсайта музея:
http://museums.pskov.ru Партнеры тура по Псковской области: