Я долго откладывала написание этой статьи.
Так и не смогла закончить её "по горячим следам".
Я долго не могла найти в себе силы и мужество написать об ЭТОМ.
Но время идёт и я поняла, что надо писать. Или сейчас или уже не смогу никогда.
Так был ли Холокост?
Смотрите и решайте.
Я уже писала, что, в рамках известного проекта "Украина своими глазами", я побывала в Днепре. Это был очень насыщенный день. Встреча с молодыми предпринимателями, посещение
музея-диарамы "Дороги Донбасса", благотворительной организации помощи беженцам,
прогулка по набережной и посещение музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине».
И всё это в один день... Этой концентрированной информации хватило бы на месяц спокойной, размеренной жизни.
Сильнейшее впечатление оставил музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Я и раньше читала про Холокост. Мы с дочкой побывали в
старой синагоге в Толедо, где есть экспонаты, посвящённые памяти об этой трагедии. Но такого сильного впечатления, как в залах музея Холокоста в Днепре, я не получала никогда.
Официальное открытие музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» состоялось в октябре 2012 года. Но, до сих пор экспозиция пополняется и совершенствуется. Кроме этого, в музее проводятся временные выставки, есть библиотека.
1. Вход в здание.
Особенностью этого музея является то, что это не только залы, где выставлены те или иные экспонаты. Это целый комплекс из экспонатов, художественных произведений, мультимедийных инсталляций, голограмм и аудио-видеоряда.
В музее представлена богатая коллекция экспонатов, рассказывающих об истории еврейского народа, о жизни евреев в Украине и истории еврейской общины Екатеринослава - Днепропетровска.
Первый зал - «Мир, уничтоженный Холокостом».
Состоит из разделов, посвященных иудаизму и духовному миру евреев, а также ключевым событиям истории евреев Украины ХVII-XX веков.
2. Предметы, использовавшиеся для богослужений.
3. Наш экскурсовод рассказывает о священных еврейских книгах.
4. Вавилонский Талмуд.
5. Предметы, которые использовались в религиозном обиходе. В том числе, футляры для мезуз.
6. Корона Торы.
7. Справа - указки для чтения Торы.
8. Часть экспозиции.
9. Кирпичи с различными клеймами. В то время было много кирпичных заводов, которые построили евреи-предприниматели.
10. Наш экскурсовод рассказывает о деле Ющинского, за убийство которого был безвинно осужден Бейлиз.
Это судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года.
Обвинение в ритуальном убийстве было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова. Местные следователи, считавшие, что речь идёт об уголовном убийстве из мести, были отстранены от дела. Через 4 месяца после обнаружения трупа Ющинского Бейлис, работавший неподалеку от этого места на заводе приказчиком, был арестован в качестве подозреваемого и провёл в тюрьме 2 года.
Процесс состоялся в Киеве 23 сентября - 28 октября 1913 года и сопровождался, с одной стороны, активной антисемитской кампанией, а с другой - общественными протестами всероссийского и мирового масштаба. Бейлис был оправдан. Исследователи считают, что истинными убийцами были скупщица краденого Вера Чеберяк и уголовники из её притона, однако этот вопрос так и остался неразрешённым. Дело Бейлиса стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России.
11. Статья в иллюстрированном журнале об убийстве Андрея Ющинского.
12. Один из экспонатов - трость, внутри которой прятался стальной стилет. Она, в 1905 году, во время еврейского погрома, спасла жизнь Софье Иосифовне Смолянской.
13. Руководители и основатели сионизма.
14. Агитационный плакат на идише. 1917 год.
15. Американская помощь.
Второй зал - «Холокост».
В начале экспозиции речь идет о возникновении нацистской идеологии, ее антисемитской направленности, «Хрустальной ночи» и антисемитской политике нацистов в Европе. Также в тематических разделах этого зала освещаются жизнь людей в советской Украине 30-х годов, эвакуация, депортация, гетто, концлагеря и лагеря смерти, сопротивление, коллаборационизм и подвиг Праведников народов мира. Памяти шести миллионов погибших посвященный «Зал памяти - зал имен».
16. Мы попадаем в атмосферу Германии 30-х годов.
17. Партийный билет члена НСДАП Рейнхарда Бутца.
18. Детская книжка, в которой детям объясняют, чем опасны евреи.
19. Антисемитская литература. Буклеты для немецкой молодёжи.
20. Само оформление залов настраивает на нужную волну.
21. Перед отправлением в лагеря евреев просили собрать всё самое ценное и взять с собой.
22. В таких вагонах везли евреев в концентрационные лагеря.
23. Приказы и распоряжения.
24. Письмо из Гетто.
25. Портреты погибших в Гетто евреев.
26. Посвящение еврейским музыкантам.
Вторая мировая война .
Множество евреев встали в ряды борцов с фашизмом.
27. Предметы и документы военврача Абрамова Абрама Яковича. Среди них - набор трофейных хирургических инструментов.
28. Документы и награды воинов-евреев, Цибулевского Бориса Абрамовича и Зильбермана Натана Борисовича.
Целью фашистов было уничтожить еврейский народ.
29. Общий вид зала.
30. Кукла еврейской девочки, Ады Сигаловской. Когда нацисты приказали всем евреям Днепропетровска собраться около магазина "Люкс", Ада с этой куклой, с матерью и бабушкой, пошла туда. Всех евреев погнали к Ботаническому саду. Их колонну провожала соседка, Ирина Петровна Пидгайна, которой Ада и передала свою куклу...
31. Бусы и часы расстрелянной еврейской женщины.
32. Диарама, посвящённая уничтожению евреев в концентрационных лагерях.
33. В музее множество экспонатов, рассказывающих о предателях и коллаборционистах.
Среди них были люди разных национальностей, в том числе и евреи, и русские, и украинцы.
34. Коллаборционизм на оккупированных территориях.
35. Приказ о выдаче евреев и коммунистов. За неисполнение - расстрел.
36. Коллаборционизм в странах Европы.
Пра́ведники наро́дов ми́ра (ивр. חסידי אומות העולם, «хасидей умот ха-олам») - почётное звание, присваиваемое Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем», с выдачей почётного сертификата (диплома) и именной медали.
Согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью, присуждается данное звание с выдачей почётного сертификата (диплома) и именной медали о присвоении. На 1 января 2016 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 119 человек из 51 страны.
37. Экспозиция музея рассказывает об Украинских Праведниках народов мира.
38. Митрополит Андрей Шептицький. Его стол и кресло.
39. Это макет печи, в которой украинская семья прятала евреев. В маленьком, тёмном помещении 6 человек проводили весь день и только на ночь могли осторожно выйти на свежий воздух.
Я тоже залезла в этот макет. Удивительно, как только там могли поместиться 6 человек. И, тем более удивительно, как они смогли там жить долгое время.
Самое большое количество Праведников (на 2016 год) в Польше - 6620, Нидерландах - 5516, Франции - 3925 и в Украине - 2544
40. Вот такие почётные грамоты и медали выдаёт Израильский институт катастрофы и героизма.
Это награда Марии и Василия Зубковых.
Третий зал - «Память о Холокосте. Возрождение еврейской жизни после Шоа ».
Зал посвящен отражению темы Холокоста в искусстве. Важный тематический блок этого зала - «Еврейское искусство и литература».
В этом зале отведено место для новых экспозиций, которые сейчас находятся в разработке.
41. Одна из картин на тему Холокоста.
Четвертый зал - «Художественные экспозиции».
Здесь размещен уникальный сборник картин и коллекция часов, подаренная Музею И. В. Коломойским.
Большая площадь зала отведена для временных экспозиций из разных музеев и галерей мира.
42. Геноцид - понятие международное.
43. Стенд о геноциде в Камбодже.
44. Наша экскурсовод рассказывает о геноциде армянского народа.
45. Эти предметы принадлежали представителям разных депортированных народов, болгар, крымских татар, армян и греков.
46. Интерактивный стенд, где предлагается по фотографии человека в детском возрасте, определить, кем он стал, когда вырос.
Думаю, после посещения музея ни у кого не останется вопроса, был ли Холокост.
Главное, чтобы это НИКОГДА не повторилось.