Дабы отвлечься от предыдущего настроения из-за изменения состава АК решила наконец-то написать отзыв о спектакле "Вишневый сад", просмотренный на днях в РАМТе.
За этим спектаклем я "гонялась" весь прошлый сезон, но никак не получалось. И вот в августе вижу, что есть в афише, есть места. Ура!
Итак, состав:
Раневская - Лариса Гребенщикова
Гаев - Юльен Балмусов
Лопахин - Илья Исаев
Аня - Дарья Семенова
Варя - Ирина Низина
Петя - Петр Красилов
Шарлотта Ивановна - Диана Морозова
Симеонов-Пищик - Андрей Бажин
Епиходов - Евгений Редько
Дуняша - Татьяна Матюхова
Фирс - Андрей Сорокин
Яша - Александр Гришин
Прохожий - Тарас Епифанцев
и др.
Очень люблю смотреть классические постановки Чехова. Про "Вишневый сад" в РАМТе мне ранее уже не раз говорили, что спектакль прекрасный. И это действительно так. Ну а с такими "монстрами" сцены как Исаев, Редько, Красилов, Гришин и т.д., спектакль не может быть иным.
В прошлом сезоне посмотрела "Вишневый сад" в театре "Сфера" - там тоже классическая постановка. И поэтому невольно в голову приходили сравнения. Например, Раневская. Ларисе Гребенщиковой удалось то, что не удалось Татьяне Филатовой. Она такая же легкомысленная, непрактичная, можно сказать "не от мира сего", но нет в ней той излишней "придури", которая мне ужасно не понравилась в Раневской-Филатовой. Гребенщиковой удалось четко соблюсти ту грань, за которой уже пошлость. Ее Раневской можно даже иногда посочувствовать. Ведь она потеряла не имение, она потеряла свое прошлое, за которое держалась всеми руками. Именно в прошлом состояла вся ее жизнь, ведь здесь похоронен сын, здесь все связано с ее детством, родителями.
Какой прекрасный Лопахин у Ильи Исаева! Большой, основательный, робкий, но при этом уверенный в своих действиях. Мои симпатии всегда были на стороне именно этого персонажа. Ну а уж в исполнении Исаева...
Вообще еще в школьные годы нам говорили, что более положительными являются Раневская с дочерьми, Гаев. А вот Лопахин вроде как все рушит. Но я не согласна. Семейство Раневских-Гаевых не приложили никаких усилий для сохранения того богатства, которое им досталось по наследству. Они ни дня не работали. Гаев до старости ходит в мальчишках, за которым следит совсем старый Фирс. Они прожигают жизнь, не задумывась. Для Раневской нет никаких сложностей отдать золотой рубль прохожему, хотя дома людей кормить нечем. Это все не ее забота! Это Варя ломает голову о том, где взять деньги на самое элементарное и необходимое. Именно Варю эти заботы старят раньше времени, все сильнее склоняют к мысли о монастыре, потому что очень тяжело все тащить на своих плечах.
Из всей семьи бОльшую симпатию вызывает Аня. И то только потому, что она молода. И есть надежда, что она еще повернется лицом к жизни, о чем говорят ее слова о новом саде. Но с другой стороны, рядом с ней Петя... А это еще один персонаж, который болеет за всю страну, ничего не делая. Он фактически живет за чужой счет, но при этом их же упрекает, что они не думают о людях, коих должны видеть в каждом листочке своего сада. Так и хочется спросить - а что ты сделал, что бы что-то изменить? Только разглагольствования!
Странный персонаж Епиходов в исполнении Редько стал еще более странным. Под конец лично мною он воспринимался как психически больной, хотя вроде у Чехова он таким не был. Просто ужасно застенчивый человек, который постоянно во что-то вляпывается. Как-то у Евгения Редько получилось с Епиходовым черезчур...
Яша в исполнении Александра Гришина невероятный - лощеный, скользкий, не приятный, но обаятельный. И какой прекрасный дуэт они составили с Татьяной Матюховой!
И еще, что мне понраивлось больше в постановке РАМТа, что финальная сцена с Фирсом сделана мягче. В Сфере я меня в душе все обрывалось, я долго не могла отойти от финала. А здесь просто легкая грусть. Все же не стоит так сильно ломать зрителя... Хотя...
Про актеров РАМТА говорить можно долго и восторженно. И чем мне нравится РАМТ, что туда можно смело идти на любой спектакль. Да, спектакль может оказаться "не твоим", но он все равно будет самого высокого качества и исполненный на пределе мастерства. И "Вишневый сад" не исключение. Единственно, что меня смутило и осталось не понятым - это бал во втором акте за занавесями. Сначала я подумала, что так хотели показать как бы две реальности - вот тут Раневская переживает за результат аукциона, а там члены ее семьи гуляют, радуются жизни. Но были моменты, когда перед нами (зрителями) оставалась пустая площадка, а за занавеской показывали фокусы, танцевали. И мы не знали, то ли вглядываться сквозь занавес, то ли просто терпеливо ждать - что дальше.