"История не знает цели! У нее нет либретто. Каждую минуту она стучится в тысячи ворот, и привратником тут служит случай." (Том Стоппард)
Потрясающий спектакль! И думаю, к лучшему, что дошла до него только сейчас. Меня много лет пугала продолжительность спектакля, но в этом году я поняла, что готова к нему. И уговорила дочь сходить вместе со мной. Ожидаемо, мнения у нас разошлись. Скорее всего я также, как и она, несколькими годами раньше не так восприняла бы этот спектакль. Но вчера это было потрясением, открытием, узнаванием того, к чему внутренне была готова уже давно.
Я не любитель истории, политики, соответственно, большинство персонажей мне были лишь знакомы на слух, но знала я о них настолько мало, что эти знания стремились к нулю. И тем не менее, мне не было скучно. Во-первых, именно сейчас у меня в голове все сложилось, чем отличались эти многочисленные революционные движения тех времен. Во-вторых, все происходило на фоне личных взаимоотношений, что всегда интересно.
Мне кажется, я поняла, в чем суть названия. Именно в том, что все эти "радетили за род человеческий" возводили у себя в умах утопические идеальные модели мира, которые просто не имели ни единого шанса на существование. И лишь Герцен задавался вопросом - ну вот, свергнете царя, а дальше то что? Примечателен ответ Бакунина - там будет видно! Вся история нашей страны, более современная - Украины, показывает, так нельзя!!! Ох как прав был Герцен, призывая не делать революцию, а идти мирным путем! Да, это длинный путь, но только он позволяет дойти до той точки, к которой стремились изначально. Невозможно прописать либретто в истории, все равно получится не так, как предполагали.
Страшно, что все это актуально до сих пор! Почему все новые революционеры не учитывают многочисленные уроки истории, а снова и снова наступают на одни и те же грабли?
В этом спектакле есть и еще одна потрясающая сторона - личные взаимоотношения, которые, что греха таить, несколько меня шокировали. Но все лишь подтверждает то, как неправы те, кто ругает современные нравы за распущенность. Три раза "ха"! Все это было и будет всегда - любовь, измены, распущенность, сожительство. Человеческая природа слишком запутанная, а человеческого мозга не хватает для осознания этого. Любовь путаем с похотью, распущенность со свободой, пуританство с ханжеством, воспитание с комплексами. Грани настолько тонкие, что где уж тут слабому человеку их понять и суметь не перешагнуть!
Этот спектакль настолько многогранен, что я сразу поняла, что хочу его повторить обязательно! Но не сразу. К сожалению, вряд ли мне удастся уговорить дочь еще раз на этот 10-часовой подвиг...
Не буду писать состав, так как участвовала почти вся труппа, за редким исключением. Все настолько хороши, что дух захватывает. Потрясает Евгений Редько! Я искренне после его показа Белинского хочу поглубже узнать этот персонаж. Илья Исаев просто бесподобен! Ему веришь каждую секунду. И под конец меня не отпускала мысль - как у него хватает сил почти все время быть на сцене??? Это невозможно охватить умом. Преклоняюсь перед его талантом и выносливостью!
Шикарен был Александр Доронин! Его персонаж, Станкевич, получился реальным, не от мира сего, каким и должен был быть. Каждое появление Доронина на сцене - это наслаждение, пир духа!
Очень понравилась Янина Соколовская в роли Натали Герцен, не менее хороша была Рамиля Искандер в роли Натали Огаревой. Очень впечатлил Алексей Веселкин во всех своих образах. Хочу отметить Дениса Шведова. Это первая роль, в которой он меня просто покорил. Поразило, как его герой менялся на протяжении этих более 30 лет. И лишь энергия Бакунина оставалась неизменной. Но тем не менее, трансформация персонажа была очень заметна. Браво! Денису несомненно эта роль удалась.
И еще хочется отметить Александра Гришина и Александра Пахомова. Да, я их узнавала в разных ролях, но тем не менее, это были каждый раз совершенно разные люди, с разными характерами и поведением. Потрясающе!
И прекрасен был Алексей Мясников в роли Тургенева. Ему удалось показать этого известного писателя с новой для меня стороны. Мне было очень интерсно за ним наблюдать.
Вообще хочется выразить огромную благодарность Алексею Бородину и всем, кто создал этот спектакль! Пусть он живет еще много-много лет!