(фото с сайта театра)
В
ЦАТРА мы с дочкой пересмотрели почти весь репертуар. Одним из немногих оставшихся спектаклей был
"Пятая колонна", поставленный Галиной Зальцман по произведению Эрнеста Хемингуэя. Тянула с просмотром спектакля именно из-за автора. Дело в том, что Хемингуэй совершенно не мой писатель. Его произведения "не заходят" мне от слова совсем. Но все же было любопытно увидеть воплощение на сцене. Тем более, что в главных ролях заявлены Максим Чиков и Анфиса Ломакина, успевшие нам полюбиться. Решающим фактором к просмотру, как ни странно, стали книги Полины Дашковой, которые я в последнее время читаю. В них описываются события 34-41 годов прошлого века. И хотя они никак не касаются гражданской войны в Испании в тот же период, я вспомнила, что была эта странная война, в которой неофициально был замешан и СССР. Почитала информацию в интернете, вопросов стало еще больше. И тогда, увидев
приглашение от
Москультуры, я поняла - пришло время увидеть этот спектакль.
Итак, традиционно состав:
Филип - Максим Чиков
Дороти - Анфиса Ломакина
Макс - Кирилл Кириличев
Престон, связной - Константин Днепровский
Петра - Елена Анисимова
Управляющий - Андрей Пойдышев
Анита - Мария Оамер
Уилкинсон, немецкий генерал - Ярослав Бережнов
Антонио - Илья Баранов
Человек с пульверизатором, боец 1, солдат сопротивления - Александр Макаров
Монтер, боец 2, солдат сопротивления, связной - Иван Гришенков
Политик, убийца, солдат - Михаил Данилюк
Традиционно возникает вопрос - о чем этот спектакль. В отзывах я встречала мнение, что он о любви. Не могу согласиться. Нет, конечно, основной лейтмотив - отношения Филипа и Дороти. Но на мой взгляд, суть не в том, что они полюбили. А в том, что они настолько из разных миров с разными рамками, что эти отношения обречены с самого начала. Филип позволил себе полюбить, чего не должен был делать. Увы, иногда чувства сильнее нас, сильнее доводов рассудка. Но финал предсказуем. Там, где твоя судьба - война, ничему другому нет места. Либо ты полностью отдаешься чувствам, строишь семью, приобретаешь домик в живописном месте, обзаводишься детьми. Либо ты посвящаешь себя войне, где малейшие человеческие чувства делают тебя слабее, уязвимее. Справедливо ли это? Возможен ли компромисс между чувством долга и Чувством? В данном конкретном случае, как мне кажется, нет. У Филипа только 2 варианта - взять Дороти в свою жизнь, подвергнуть ее жизнь риску, развеять все ее мечты. Второй путь - предать тех, с кем работает много лет, нарушить обязательства и сбежать в ту жизнь, которой грезит Дороти. Оба пути для него - предательство. Поэтому он выбирает третий... Финал спектакля просто разрывает сердце. Два несчастных человека и только один из них знает цену своему поступку...
Как я уже писала, произведения Хемингуэя меня не цепляют, мне они кажутся очень скучными и затянутыми. Но Галине Зальцман удалось рассказать эту историю зрителю так, что она смотрится на одном дыхании. Несмотря на многие политические аспекты сюжета, он интересен и захватывает с первой минуты. Очень понравилась задумка с экраном, на котором то давались краткие справки, то появлялся единорог, как символ мечты, несбыточной мечты. И актерская игра! Это что-то невероятное.
Просто браво Максиму Чикову! Наконец то я увидела его в такой большой роли. И даже не могу это назвать игрой. Он все эти почти 2 часа был Филипом. Человеком, который в своей жизни испытал очень многое, у которого один способ отвлечься от каждодневных ужасов войны - алкоголь. Любовь к женщине ИМХО для него самого становится неожиданностью. А в финале был такой надрыв, что это невозможно описать. Просто аплодирую стоя!!!
Мне понравилась игра Анфисы Ломакиной. Ее Дороти получилась очень женственной, даже легкомысленной. Но при этом способной на сильные чувства. В этом персонаже удивительно сочетаются детская мечтательность, даже наивность, и кокетство опытной соблазнительницы. Да, веришь, что именно такую женщину способен полюбить такой человек, как Филип.
Хочу отметить игру Марии Оамер. Персонаж не самый приятный, неоднозначный. Жесткая, грубоватая, но иногда приоткрывается шторка и зрителю становится видна бесконечно влюбленная женщина, которая готова даже мириться с соперницей, принять после соперницы, принять даже того, кто ее не любит. Но вот шторка закрывается, и мы снова видим жесткую, мужеподобную амазонку. Очень ярко сыграно.
Ну и еще хочу отметить Андрея Пойдышева, сыгравшего управляющего гостиницей. У него получился очень убедительный персонаж. Хитрый, скользкий. Он готов служить и сопротивленцам, и бойцам Франко, и кому угодно. Лишь бы иметь свою выгоду. Ни на секунду актер не выпадал из этого образа. Потрясающе!
В общем, что сказать, спектакль сложный, но очень интересный. И я возможно через время схожу на него еще, так как в начале не все воспринимается четко и ясно. Все-таки нехватка знаний о тех событиях сказывается. Ну и хочу снова увидеть эту шикарную актерскую игру.
Однозначно рекомендую этот спектакль. Он заставляет задумываться об очень многих вещах. И заставляет хоть чуть-чуть почитать про те события, чтобы понять то, что осталось непонятым.
У театра есть страницы на
Фэйсбуке,
ВКонтакте,
Твиттере и канал на
Youtube.
За
приглашение благодарю
Театр Российской армии, сообщество
Москультура (
сайт) и куратора
Антона.
И отдельное спасибо администратору за прекрасные места!