(фото с сайта театра)
Посмотрев весной в первый раз "Чайку" в ЦАТРА, решили, что вернемся на этот спектакль однозначно, но уже в 1 ряд. И вот мы вернулись, правда состав был сильно другим.
Состав:
Ирина Аркадина - Мария Шмаевич
Константин Треплев - Александр Рожковский
Петр Сорин - Константин Денискин
Нина Заречная - Татьяна Морозова
Борис Тригорин - Роман Богданов
Илья Шамраев - Андрей Новиков
Полина - Наталия Курсевич
Маша - Ольга Герасимова
Евгений Дорн - Виталий Стремовский
Семен Медведенко - Игорь Марченко
Сразу скажу, что первоначально состав расстроил. Во-первых, хотели снова увидеть Анну Глазкову. Во-вторых, по предыдущим виденным мною ролям, мне не нравилась Татьяна Морозова. Но радовало то, что Тригорина снова играл Роман Богданов. Изменилось ли что-то после просмотра спектакля в таком составе? Да! И впечатления были не однозначными.
Наконец-то (после второй "Чайки" в ЦАТР и двух от Бутусова) я стала понимать смысл всей пьесы (наверное моего ума не хватало для того, чтобы все понять с первого раза). Может дело было как раз в Татьяне Морозовой. Как же хороша она оказалась в роли Нины Заречной! Только в ее исполнении монолог Нины в пьесе Треплева вдруг обрел для меня смысл и заиграл так, как не играл до этого ни разу. Это было потрясающе! Я прочувствовала внутреннее одиночество Константина Треплева, который написал этот монолог, я поняла его побудительные мотивы в каждом его действии. И сама Нина стала для меня другой - простушкой (и это не комплемент), но хищницей. Именно в исполнении Татьяны Морозовой по новому (для меня) прозвучали ее слова о том, что она все отдала бы для славы. Именно в этих словах она открывается вся. И как же Нина меняется в конце. Лишь прожив эти 2 года, она осознает и любовь Кости, и свою любовь, и то, что они оба пытались достать звезду с неба, а это нереально. За 2 года Нина прожила целую жизнь и повзрослела на целую жизнь. И взрослая мудрая Нина открыла Косте глаза на то, что нет будущего ни у нее, ни у него. Мне кажется, именно это привело к тому финалу, который написал Чехов.
Любовь... В этом спектакле очень много любви, но нет любви счастливой. Любовь Аркадиной к себе, любовь Треплева к Нине и матери, любовь Тригорина к своему таланту, любовь Нины к Тригорину, любовь Медведенко к Маше, а Маши к Треплеву, и т.д. Здесь все что-то или кого-то любят. Но ни одна линия не замыкается. Любовь к своему таланту у Тригорина не делает его счастливым, так как мешает получению простого человеческого счастья - удить рыбу, любить и принимать любовь молодой девушки. Любовь Аркадиной к себе мешает любить сына. Они все несчастливы. Кто-то пытается просто свыкнуться с этим, кто-то пытается убедить себя, что все хорошо. Но все как всегда у Чехова - нет счастья в жизни...
Прекрасные Треплев и Тригорин, неожиданно фееричная Заречная. И увы, совсем не впечатлившая Аркадина. Возможно, если бы мы не видели в этой роли Анну Глазкову, то Мария Шмаевич воспринималась бы иначе. Но мы видели Анну. И этим все сказано. В этот раз Аркадина была слишком! Слишком нервная, слишком истеричная, слишком эротизированная. Сцена ее "отъема" Тригорина у Заречной фактически была загублена. Какая это была сцена с Глазковой! Это была драма в чистом виде. Здесь же я не увидела ничего, кроме похоти. Я на ханжа, но это же Чехов! Ну не могла чеховская Аркадина так истово целовать соски (простите за подробности) полуобнаженного мужчины и так яростно наглаживать его обнаженное тело! Это было ЧЕРЕСЧУР! На контрасте были сцены Тригорина с Заречной. Это было нечто, захватывающее дух - полутона, полувзгляды. Эмоции одними глазами, интонациями. Красиво, чувственно и проникновенно. Аналогично воспринималась в финале сцена Заречной и Треплева. Как она признается ему в своей любви к Тригорину! А как в самом начале этой сцены констатирует: "Итак, вы стали уже писателем… Вы писатель, я - актриса… Попали и мы с вами в круговорот…" (с) Интонации такие, что можно дальше ничего не говорить. Нина сама понимает, что она стремилась стать такой, как Аркадина, но вышла бледная копия. Константин стремился дотянуться до Тригорина - почти получилось... Эту пьесу можно было бы назвать "Человек, который хотел..." (с). Они все время чего-то хотели. И не сложилось!
Не могу снова не выразить, как же мне нравится, как играет Роман Богданов! У него Тригорин ИМХО отличается от чеховского. Но это не плохо. Он более ранимый, более человечный. Его дуэты с женским составом спектакля очень проникновенные. Смотреть одно удовольствие!
Не понравилась Маша в исполнении Ольги Герасимовой. Увы, но у Марии Оамер она была более естественной и убедительной. Ну и зачем столько курить отвратительные сигареты (или папиросы?)! На маленьком пространстве это просто издевательство над зрителем.
И еще! Кто бы объяснил, зачем так играет Наталья Курсевич? Для чего эти жуткие ужимки и кривляния? Уже смотрю второй раз, а ответа на эти вопросы нет.
В заключении подведу итоги. Спектакль произвел снова очень сильное впечатление. Скорее всего пойду на него через время еще. Угадать бы с составом... Мой дрим-каст: Роман Богданов, Анна Глазкова и Татьяна Морозова!