Москва. Спасо-Андроников монастырь

May 26, 2014 14:37


Москва. Спасо-Андроников монастырь - бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.

Лишенный надвратной церкви, колокольни и других построек в своем настоящем виде ансамбль Спасо-Андроникова монастыря все же позволяет оценить его главные памятники и прежде всего Спасский собор.

В 1918 году Спасо-Андроников монастырь был упразднен.












В 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастыре был заложен храм во имя Архангела Михаила. Замысел сооружения был достаточно сложен. Архангельский храм, посвященный покровителю царского дома, примыкал к трапезной палате. При трапезной же был устроен придел Петра и Павла (в честь небесного покровителя Петра I). Вверху помещалась церковь, вероятно, предназначенная для уединенных монашеских молитв, отмечающая память основателя монастыря Алексия митрополита (небесного покровителя наследника). Нижний ярус был отведен усыпальнице рода Лопухиных, где первой в 1691 году была захоронена мать Евдокии, Устинья Богдановна Лопухина. В конце XVIII века, это помещение было освящено как Знаменская церковь.

Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы т. н. "нарышкинском" стиле, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.

Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах.

Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным с опалой в 1698 году царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершен лишь в 1739 году, тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами - излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.

Архангельская церковь благодаря своей значительной высоте стала важной архитектурной доминантой монастыря.

В помещениях церкви Архангела Михаила развернута постоянная экспозиция музея. На третьем этаже в помещении Алексеевского придела также проводятся лекции, концерты и научные конференции.







Духовное училище было построено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутренняя отделка закончилась в 1816 году. 12 марта 1817 года в этом здании было открыто Духовное училище (школа первого уровня для служителей православной церкви).

В первый год обучения в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении).

Скромное по своему оформлению двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами, расположенными над окнами первого яруса, а также полукруглым трехчастным окном мезонина.

В помещении Духовного училища разместились музейные отделы.




Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают три абсиды. Внутри находятся четыре столба, поддерживающие одну высоко поднятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатостьобъемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму.

Cтрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал - белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

При реставрации собора в его кладке были найдены каменные блоки с фигуративной и орнаментальной резьбой. Они происходят из другой, более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично.

В Житии Сергия Радонежского говорится о том, что собор был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».

Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.




Колоритное пространство для съёмок очередного телесериала




На территории просто кошачье царство. Всех цветов и мастей, жутко грязные, но вполне довольные жизнью.



















Звоница
















Все снимки сделаны мною компактной камерой Canon PowerShot SX120 IS и обработаны в Adobe Photoshop Lightroom 5.4

Тексты скопированы с официального сайта и википедии

кошки, музей, мои фотки

Previous post Next post
Up