В гостях у сказки...
В связи с тем, что школьная программа литературы начиналась в наше время со "Слова о полку Игореве", Дина Францевна начала свое увлекательное обучение именно с него, раскрыв все его тайны. Дальше в разбор принимались литературные произведения по восходящей. Детские сказки остались без всякого внимания, как с обучающей стороны, так и с обучаемой. Тогда я этого даже и не заметила. И вопросов-то не возникало. Сказки и сказки. Знакомы настолько, что даже ни разу не подумала - а об чём сказки-то народ сложил? Ведь не про мишек и кошек. Ой не про них.
Накрыл меня этот вопрос, когда дочка сама еще не то, чтобы не читала, а даже и говорить еще не собиралась. А сказок перед сном требовала.
Моя мама в моем детстве решала этот вопрос по-своему, и я в её исполнении получала только сказку про белого бычка. При этом я не знаю ни кого, кто бы лучше моей мамы исполнял песенку про котенка и паровоз и лучше моего папы - песенку про улыбку. В общем, музыкальные у меня были родители))
Один раз, я, конечно прогнала обязательную программу: репку, теремок, колобка, рябу.... А вот повторение - мать учения, с моей дочкой не прошло, да и я еще хорошо помнила сказку про опостылевшего белого бычка. Пришлось пойти на крайние меры - импровизировать на тему всё тех же главных героев. Но это позже. Импровизировать получилось не сразу. Пока не нашла ответ на вопрос о чем же сказки, импровизации выходили бессмысленными и поддельными. И вот тут-то меня поджидало самое нежданное открытие.
Ну в общем с репкой и теремком худо-бедно было все ясно, как с коллективизацией и коммунальными квартирами. Не кололись только Колобок с рябой.
Ряба сдалась первой. Трудно было понять, почему в утешение старикам было преподнесено простое яичко, должное их избавить от боли потери золотого. Мало того, что обмен явно не равноценный, так он еще и не в наказание, а в утешение. Потом открылось: попадающее в дом золото (любое эквивалентное богатство), смещает обычные человеческие ценности и лишает его хозяев покоя, все цели хозяев сводятся к последующему приумножению свалившегося богатства (бьют золотое яичко, чтобы извлечь золотую курицу) . А залог покоя и счастья - не в золотом яичке, а в самом что ни наесть простом. Поэтому все возвращается на круги своя.
А колобок, как и положено по сюжету держался дольше всех и не давал себя раскусить. Вот только не смейтесь. По-моему, очень по-моему, и до сих пор иного смысла не вижу, колобок - это сын выходящий из отцовского дома, долго кочующий от одной женщины к другой, распевая сладкие песенки, на которого непременно найдется своя лиса, которая проглотит его без остатка и безвозвратно. В этом и есть смысл существования колобка.
Оговорюсь заранее, я никогда не перепроверяла правильность своих открытий, и не претендую на их истинность в последней инстанции. А этим постом я прошу вашего участия и ваших вариаций на заданную тему.
После осмысления сюжетов, импровизации на тему были очень живыми и азартными. К тому времени дочка уже во всю болтала, и иногда своими сказками по ролям, мы лишали сна всех домашних, втягивались в диалог по ролям все, и долго еще от неурочного смеха не могли уснуть всей семьей, выдавая фразу за фразой после пожелания спокойной ночи. Можете не спрашивать, самая богатая на вариации сказка - колобок. Он чемпион. Режиссура - интересная вещь)))
Чуть не забыла. Мышка - это случайность, неожиданная и на первый взгляд несущественная, способная переменить ход всей истории.
А такой она встретила на своей кухне мою дочь. И строго настрого запретила в тот день мне заниматься хернёй в форме второго образования. Объяснив, что вот это вот главная наука. И вот это вот главный экзамен. И призналась тогда, что очень жаль, что поздно это поняла. Больше я во второй институт не ходила ни разу.