Русские на острове Джерси в 1800 г. Не такие уж и варвары))

Feb 10, 2013 13:52


После неудачных боевых столкновений при Бергене и Кастрикуме, начиная с конца нояб­ря 1799 года и по конец января 1800
года, часть русского корпуса генерала Германа была погружена на ко­рабли и покинула Голландию. Русские войска были перевезены
на остров Джерси, где ос­тавались до середины 1800 года. Далее выдержки из дневника старшей дочери губернатора острова Магу Dumaresq, жены генерал лейтенанта John Le Couteur:

...Разноречивые слухи ходили относительно действийрусских войск в Голландии, а также относительно их поведения и дисциплины, и поэтому мы ожидали от них большого грабе­жа и очень грубых, необтесанных манер. Лю­ди очень опасались их прибытия на остров, а низшее сословие не ожидало ничего иного как появления толпы дикарей, собирающихся их грабить, пожирать их детей и совершать все­возможные разорения.

…Русские не пробыли на Джерзей и шести недель, как жители уже обнаружили, как си­льно их обманули относительно поведения, ко­торого можно было ожидать от русских. Вме­сто грубых и нецивилизованных людей, какими их рисовало предвзятое мнение, они оказа­лись полными вежливых и обходительных ма­нер. Мнения насчет них, конечно, разойдутся: между хладнокровными и объективными суж­дениями философа или благоразумного чело­века и мнением самовлюбленного щеголя,кото­рый завидует лицам с высшим способностями, будет много разных ступеней. Русские не вызо­вут зависти со стороны первой из вышеназван­ных категорий людей. Они ни учены, ни чрез­мерно образованы, но я без колебаний скажу, что с точки зрения манер, грации и вежливо­сти, они стоят выше, чем ленивая и гоняющая­ся за модой часть нашего населения. Приятная фамильярность с лицами нашего пола соеди­няется в них с почтительной удаленностью, благодаря чему приличная женщина отлично чувствует себя в их присутствии. Если воспи­танный русский офицер интересуется своим «предметом», он все же настолько искусно это скрывает, что это остается незаметным для тех, кто не имеет желания принимать в этом участие. Я лично могу быть более фамильярна, даже после краткого только знакомства, с рус­ским джентльменом нежели с французом или англичанином. Француз противен своими ком­плиментами, а англичанин своим нахальством.

Я  никогда не слышала от русского грубого  или неделикатного слова. Что касается их нравственности, то у нас было мало возмож­ностей судить о ней. Но они не оставили здесь ни одного неоплаченного долга и, хотя они и имели большой успех среди прекрасного пола, я не слышала ни об одном случае, где женщи­на имела бы причины оплакивать потерю сво­ей репутации.

Русские очень трезвы, несмотря на противо­положные слухи, которые люди охотно распро­страняют. Я никогда не наблюдала, чтобы они пили более нескольких стаканов вина за сто­лом, а так как у них в обычае вставать из-за стола вместе с дамами, то их очень шокирова­ла английская привычка садиться пить после обеда. Они обычно выпивают полстакана брен­ди (то есть водки) с куском хлеба и сыра перед обедом, но это не есть больший признак пьянства, чем манера шотландцев пить виски после обеда. Еще недавно не только мужчины, но и женщины Шотландии так поступали, даже до утреннего кофе. Мы очень легко осуждаем чужие обычаи. Англичанин находит нормаль­ным выпить две бутылки вина за обедом и ста­кан бренди ночью, в своем гроге, но считает, что русский - пьяница, если он пьет стакан бренди перед обедом, что может быть являет­ся следствием холодного климата их родины.

...Жители скоро познакомились с русскими офицерами. Очень строгая их дисциплина, большой порядок, в котором они держали своих  людей, их постоянное желание быть прият­ными, большой страх чем-либо нарушить на­ши законы и обычаи, всем этим они заслужили всеобщее уважение и расположение. В Сент-Обен особенно выделялся полк Завалишина, в Сент-Элье все очень любили полк Эмме.

…Русские офицеры неоднократно повторяли по­том эти увеселения. Их вежливое и почтительное отношение и трезвость покорили сердца всех дам. И, к моему большому сожалению, я очень часто замечала, какой контраст с точки зрения воспитанности, хороших манер и трезвости, русские представляли по сравнению с военны­ми нашей страны.

…К тому же надо ска­зать, что русские офицеры - отличные тан­цоры, чего нельзя сказать про англичан.

...Поведение русских во все время их пребы­вания на острове было настолько примерно, что Парламент Острова собрался специально,  чтобы поблагодарить русских генералов и офи­церов за отличную дисциплину их людей. Бла­годарность Парламента была выражена генера­лу Виомениль генералом Гордон, произнесшим подобающую речь. На солдат не было никаких жалоб, если не считать нескольких краж хво­роста, цену которого солдаты не знали и дума­ли, что, как и в своей стране, они могут его брать свободно. У людей под ружьем бывал всегда хороший и опрятный вид, и они чисты и подтянуты. Их обычай мыться в горячей ван­не, а затем окунаться в холодную воду, по их мнению предохраняет их здоровье. Офицеры сами учили своих  людей и каждый капитан учит свою роту.

Офицеры, получившие приличное воспита­ние (как и во всех странах, есть такие, но ино­гда встречаются и другие), безусловноимеют самую грациозную и приятную внешность, которую мне когда-либо приходилось встре­чать среди мужчин…

Военная быль - №106 Сентябрь 1970 года
Previous post Next post
Up