Aug 19, 2011 11:10
«Об армии не было заботы, и ей не было моральной поддержки. Появилась новая мораль, разлагающая армию. К военным относились пренебрежительно. На командиров стали смотреть как на неудачников, как на последних людей, которые, не имея фабрик, заводов, банков, магазинов, вынуждены были идти в армию. За военных даже девушки замуж не выходили. Только при таком пренебрежительном отношении к армии могло случиться, что военный аппарат оказался в руках Гамеленов и Арансайдов, которые мало что понимали в военном деле».
Так, в частности, тов. Сталин, зря в корень, объяснил истоки поражение Франции в 1940 году в своей речи 5 мая 1941 перед выпускниками военных академий. Не сказать, чтобы здесь совсем уж не было рационального зерна. Но!
Вот что сообщает нам №3 «Военного сборника» за 1870 год:
«С 1852 года правительство императора Наполеона в значительной мере опиралось на армию, пользуясь ею для увеличения военной славы Франции, для отвлечения общественного внимания внешними предприятиями от дел внутренних; за это время армия пользовалась особым вниманием и благорасположением императора, который ввиду возможно полнейшего развития военных сил государства нередко ставил военные интересы предпочтительно перед всеми другими сторонами государственной жизни. Отсюда проистекало, что военное сословие пользовалось каким-то исключительным, наиболее благоприятным положением».
Хм, начальные условия абсолютно обратные, а результат - ровно тот же.
А вот еще повод для размышления. Ю.Н. Данилов (черный) вспоминает:
«Из той же моей поездки во Францию в 1913-м году я отчетливо припоминаю, как, при посещении мною в дни некоторых французских заводов и фабрик, совместно с любез-ным и гостеприимным начальником 11-ой пех. дивизии Генералом Поли-ном и другими офицерами, мне приходилось слышать за нашими спинами сдержанные реплики рабочих, расчитанные, однако, на то, чтобы быть нами услышанными: "a bas la loi de trois ans!" Очевидно, этими возгласами имелось в виду выразить свое отношение к трехлетнему сроку службы под знаменами, к которому Франция предполагала вернуться для упрочения кадра своей армии». То есть и накануне ПМВ не то чтобы все гладко шло во французском королевстве, а вот поди ж ты - устояли.
ВМВ