Я, будучи стихийным оптимистом, иногда всё-таки читаю программку - а вдруг?
Вчера вечером в колонке "Культуры" (или как там ее теперь) увидела документальный фильм с "не-проходите-мимо" названием - "ПАЛЬТО ОДНОРАЛОВА".
Фамилия незнакомая, да еще и в пальто - классика!
Михаил Одноралов - ученик Фалька, участник бульдозерной выставки, художник из круга московских концептуалистов - Зверева, Комара, Меламида. Не знаю, почему я раньше о нем не слышала. В 1975 году на ВДНХ выставил, как считают некоторые искусствоведы, "первую советскую инсталляцию" - "Пальто".
Обратимся к первоисточнику:
"У меня же это была такая коллективная импровизация, не без политической подоплёки, конечно. Потому что было ещё только одно пальто в Москве, о чём не было сказано, но публика быстро сообразила. Под колпаком в музее около Красной площади стояло такое пальтишко Ленина, простреленное, тёмненькое… И эта ассоциация была прочтена. Я не участвовал в монтаже выставки, а сидел на телефоне. И чтобы показать моё присутствие, сделали это пальто. Такова была первоначальная идея, потом мы сообразили, что, вообще-то, есть ещё одно пальто. Это повесили в нишу, оно висело какое-то время, и вдруг человек из рабочих решил, что это просто пальто, которое забыли, хотел снять. Ему сказали, что это объект искусства и добавили табличку «руками не трогать». И так пальто провисело всю выставку…"Больше всего меня поразила мать Одноралова, 89-летняя художница Майя Левидова - она выглядит, как его ровесница. Удивило и то, что Одноралов достаточно подробно объяснял смысл своих картин, чего художники обычно не делают: вот эта рыба к стене гвоздем прибита - это намек на Христа, а вот тут у меня нагнетается ощущение тревоги, и т.п.
Фильм очень добротный, внятный, информативный - наверное, оттого, что снят "изнутри" (режиссер Нина Зарецкая - куратор выставок видеоарта, руководитель Арт Медиа Центра "TV Галерея").
Ранние однораловские работы, "метафизические натюрморты", мне показались более интересными, чем его "photobased art" - то, что было сделано уже в Америке, в 80-90-е. В интернете картин очень мало, но есть
хорошая статья Сергея Хачатурова.