В этом году наша библиотека отмечает 80-летний юбилей. Истории "Гайдаровки" посвящен и цикл встреч Семейного клуба выходного дня.
В последнее майское воскресенье мы говорили о 70-х. Это время, которое мы знаем уже не только по отчетам. Детство многих родителей сегодняшних читателей пришлось именно на 70-е, а некоторые даже были читателями нашей библиотеки.
На начало десятилетия в библиотеке почти 187 тысячи книг и 35 тысячи читателей.
В 70-е годы на работу библиотеки большее, чем в предыдущие десятилетия, влияние оказывают происходящие в стране политические события и официальные юбилеи: съезды и пленумы партии, 50-летие образования СССР (1972), 100-летие В.И.Ленина (1970), пятилетки и т.д. Освещение этих событий становится все более формальным. Но библиотекари стараются творчески относится и к общественно-политическим темам.
Например, в связи с 50-летием образования СССР велась большая работа с книгами национальных авторов: организовывались книжные выставки («Сказки народов СССР», «Доброе братство дороже богатства», «Созвездие литератур»), обзоры книг, утренники. Среди читателей разного возраста в это время были популярны сказки разных народов, книги Н.Думбадзе, Ч.Айтматова, Р.Гамзатова, Э.Рауда, К.Икрамова. Однако в отчете за 1972 год встречается и такой вывод: «Работать с темой «50 лет СССР» нам нелегко, т.к. мало хороших и доступных книг, из которых можно было бы узнать подробнее о жизни в этих республиках, во многих книгах писателей союзных республик не чувствуется национального колорита».
В 1970 году вся страна отмечала 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. Библиотекари нашли очень интересный подход к празднованию юбилея: в течение года они работали с темой «Книжная полка Володи Ульянова», предлагая читателям познакомиться с теми произведениями, которые Ленин читал в детстве (а это русская классика, произведения Ф.Купера, Г.Бичер-Стоу, Р.Джованьоли, М.Рида, В.Скотта, Д.Дефо, Ч.Диккенса). Неформальный подход виден и в некоторых других книжных выставках, например, «Ленин спорит, убеждает, доказывает…»; «Я рассказал бы Ленину…».
По-прежнему важная тема - Великая Отечественная война и книги о ней. Для читателей 70-х война уже - страница из учебника истории, а не личное переживание или опыт близких людей.
Понять трагедию войны им легче на примере их сверстников, наверное, поэтому в эти годы популярны книги о пионерах-героях, «Сын полка» В.Катаева и другие произведения, где главные герои - дети (предыдущие поколения читателей читали книги о полководцах или такие книги, как "Это было под Ровно" Д.Медведева).
Работая с военной темой, библиотекари столкнулись с тем, что многие ребята недостаточно хорошо знают историю, путают даты, события, и решили помочь детям глубже и полнее узнать историю своей страны. Для этого был организован цикл выставок («О подвигах ратных, о подвигах русских», «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно», «Слава русского оружия»), обзоры книг на историческую тему, обсуждения, литературные игры. Вот для примера несколько вопросов из викторины 1975 г. для учащихся 4-5-х классов. Попробуйте с детьми ответить на эти вопросы:
- Из какого произведения эти строки: «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…»?
- Кому принадлежат слова «Иду на Вы!» и что они означают?
- Откуда произошло и что означает слово «ошеломить»?
В процессе работы над исторической темой родилась идея создания Маленького исторического музея (МИМ), в котором экспонатами были бы поделки и рисунки на историческую тему, созданные читателями. Необычный музей получился, а читатели библиотеки стали гораздо лучше знать историю!
Еще одна дата, повлиявшая на содержание работы библиотеки - 50-летие Всесоюзной пионерской организации (1972 г.). Все пионеры страны включились во Всесоюзный марш «Всегда готов!». Библиотека помогала ребятам выполнять задания маршрутов, среди которых были «Мое Отечество - СССР», «В страну Знаний», «Тимуровец» и многие другие. Например, был маршрут «Пионер - всем ребятам пример». Библиотекари старались не только дать читателям лучшие книги об их ровесниках, но и обсудить эти книги, «выяснить, что думают ребята о самих себе, что они ценят в людях, волнует ли их проблема, каким быть. …На примерах героев книг мы вели разговор о честности перед собой и другими, о том, что смелость можно воспитать в себе, о доброте и даже о подлости».
Вообще все направления пионерского марша раскрывались именно «на примере книг». Так, маршрут «В страну Знаний» подтолкнул многих детей к чтению научно-популярной литературы. В это время среди читателей особенно популярны исторические книги (Брагин «В грозную пору», Шторм «На поле Куликовом», Гриц «Ермак»),
книги по географии (Свирин, Ляшенко «Операция "Океан"») и ботанике (Осипов «Без билета по белу свету»).
В октябре 1970 г. в библиотеке был организован кружок «Союз друзей Гайдара». На занятиях кружка ребята знакомились с биографией и книгами А.Гайдара, ездили в Арзамас - на родину писателя, встречались с людьми, знавшими Гайдара (Н.Богданов, А.Гольдин, Тимур Гайдар). У кружка даже был свой девиз:
«Мы здесь, если рядом беда.
Мы здесь, когда нужна наша помощь.
Мы здесь, и вокруг весело и интересно».
Кружковцы старались следовать своему девизу: приглашали на мероприятия библиотеки ребят из детдомов, собрали более двухсот книг для сельской библиотеки, помогают библиотекарям готовить мероприятия, костюмы для праздников и т.д. О кружке «неоднократно рассказывали в передачах центрального радио и телевидения». В 1973 г. четверо кружковцев даже были награждены путевками в Артек на слет гайдаровских и тимуровских отрядов.
Разумеется, не только «юбилейными» темами определяется работа библиотеки в 70-е годы. Как всегда, библиотекари предлагают, а читатели с удовольствием читают лучшие книги современных и классических авторов. Среди старшеклассников в это время очень популярны приключения и научная фантастика. «На вопрос, «о чем любишь читать» почти 100% ответов - приключения, фантастику»: В.Скотт, Ф.Купер, Ж.Верн, Р.Стивенсон, С.Лем, Стругацкие, Р.Брэдбери, Г.Мартынов, А.Казанцев и др. У читателей среднего возраста наиболее популярны фантастические романы А.Беляева, Е.Ильина «Четвертая высота», З.Воскресенская «Девочка в бурном море», Т.Хейердал «Путешествие на Кон-Тики». Большим спросом пользуется книга К.Андреева «Искатели приключений». Среди ребят помладше наибольший интерес вызывают приключения, книги о животных, сказки.
В 70-е в библиотеке изучению чтения уделяют большое внимание, проводится несколько исследований, для каждого читателя, переходящего на старшее отделение - анализ чтения за три года! Проводится много индивидуальных бесед и обсуждений по книгам. Из отчета: «…Не всегда можно уловить в интонации читателей восторженный отзыв. Порой суждение школьника звучит без особых эмоций, без громких восклицаний, но суть всех отзывов одна - книга нравится. По нашему мнению, эта сдержанность вызвана в значительной степени возрастом читателей - они стесняются, а поэтому в ответах не всегда можно уловить эмоциональный настрой…» (1971 г.). Но тем не менее, эта индивидуальная работа, разговор с читателями позволяют сделать вывод: «…каждый читатель хорошей книги по своему повторяет те душевные переживания, какие испытывает писатель, когда пишет свою книгу».
Продолжается традиция встреч с писателями. В эти годы гостями библиотеки были Б.Камов, С.Львов, И.Дик, М.Бременер, Л.Жариков, К.Икрамов, В.Крапивин, Н.Кальма, Д.Крюс и другие. Появляются и новые традиции, например, «Праздник Букваря» для первоклассников или торжественный перевод читателей на старшее отделение.
Продолжение цикла «Вспомнить всё», посвященного истории нашей библиотеки, - в октябре. А сейчас у всех впереди летние каникулы. В связи с чем - наблюдение из отчета библиотеки за 1973 год: «почти все учащиеся наших школ уезжают из Москвы и сдают книги летом». И хотя в наши дни далеко не все наши читатели разъезжаются на все лето, напоминание актуально! Если вы уезжаете, не забудьте сдать книги. А если остаетесь - приезжайте к нам, мы вам рады всегда!