Ветер и солнце

Oct 04, 2012 10:46


К всемирному Дню учителя

Пятого октября в очень многих странах будет отмечаться день учителя. В такие дни мы думаем о современной системе образования, современной школе и о работе педагогов в современных условиях. Мы также думаем о последних реформах и изменениях, не все из которых вселяют оптимизм. Вспоминаем об уровне знаний детей, который часто оставляет желать лучшего, беспокоимся о том, что происходит отток хороших педагогов из учебных заведений. Ветер перемен, который сейчас дует, холодный и часто разрушительный. Ни для кого не секрет, что статус профессии учителя сейчас гораздо ниже наших ожиданий. В поисках ответов на насущные проблемы мы склонны заглядывать в прошлое и считать, что «там, в прошлом» было лучше, чем сейчас. Давайте вместе заглянем в середину 19 века и познакомимся с одной из выдающихся личностей в России, основоположником русской педагогической науки - Константином Дмитриевичем Ушинским.

После блестящего окончания Московского университета Ушинский начал работать в ярославском Демидовском лицее. Проработав 3 года, он был вынужден уйти в отставку из-за конфликтов с начальством лицея и постоянных доносов на него вышестоящему руководству. Причина конфликтов - это прогрессивные взгляды педагога, его простота в обращении со своими учениками, глубокая начитанность и эрудированность, которые не вписывались в существующие стандарты лицея.

Следующим учебным заведением, в котором работал Константин Дмитриевич, был Гатчинский Сиротский институт под покровительством императрицы. У института была благородная миссия - воспитание людей, «верных царю и отечеству». С какой же системой молодой педагог столкнулся там? Ушинский так характеризовал атмосферу института: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение - под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Среди воспитанников было распространено воровство и повальное доносительство. За пятилетний срок своей работы Константину Дмитриевичу удалось искоренить эти явления, среди воспитанников стал главенствовать дух товарищества. Влияние Ушинского на сирот было признано благотворным, и поэтому на следующее свое место работы, в Смольный институт благородных девиц, он отправился с повышением.

Однако в Смольном начались все те же трения с начальством. Руководительница института обвинила педагога в непочтительном отношении к руководству, вольнодумстве и атеизме, а причины конфликтов были прежние: Ушинский убрал разделение учащихся на «благородных» и «неблагородных», ввел занятия на родном языке, учредил педагогический класс. После трех лет работы в Смольном институте Константина Дмитриевича «убрали» под благовидным предлогом «для изучения школьного дела за границей», на 5 лет.

Каким же был Константин Дмитриевич? Каковы были его мысли, взгляды и поступки? Ушинский очень сильно опирался на самостоятельность личности как взрослого человека, так и ребенка. Он писал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний. Нравственное воспитание было ключевым в педагогической системе Ушинского, оно было тесно связано с умственным и трудовым воспитанием. Он утверждал, что «существо бесправное может быть добрым и злым, но нравственным быть не может». Он считал, что воспитание может осуществляться не через назойливые наставления, а через формирование полезных привычек, где главным был личный пример педагога, его жизни и его каждодневных поступков.

Возможно, Константину Дмитриевичу не удалось глобально поменять всю систему образования и воспитания своего времени. Однако на тех местах, где он работал, его влияние было несомненно. Очень многие судьбы изменились под влиянием его личности и ценностей. Квинтэссенция метода Ушинского может быть найдена в его сказке «Ветер и солнце», где ветер поспорил с солнцем, кто быстрее разденет путника. И, несмотря на всю мощь ветра, он проиграл, поскольку путник все плотнее кутался в свою одежду, а солнце просто грело, и путник разделся сам.

Среди наших современников есть педагоги, которые похожи на своего знаменитого предшественника. Почти каждый из нас вспомнит педагога, которые оставил добрый, «солнечный» след в нашей жизни. Это могла быть нянечка или воспитательница, учитель или тренер, а может быть преподаватель из колледжа или института. Где бы не находились такие люди, в учебном заведении или вне его, они проявляют свои лучшие качества, как человеческие, так и профессиональные. Это их праздник. Давайте поздравим их от души.
Previous post Next post
Up