Apr 01, 2008 01:05
Очень. Понравился. Оркестр. Теодор смог объединить этих мальчишек и девчонок, многим из которых едва за 20, а старше 30 там всего несколько человек, и создал замечательный, потрясающий коллектив. Первый и единственный раз струнные разошлись на 10-й секунде начавшейся в ураганном темпе увертюры. Все остальное время оркестр являл собой образец единения, собранности и баланса. За два года они сильно выросли в мастерстве. Этот оркестр ничуть не хуже молодежного оркестра Риккардо Мути, этих ребят сейчас самое время вывозить в Европы, этот коллектив - реально то, что с гордостью может явить миру наш Минкульт. Если удастся найти грамотных менеджеров, то это будет оркестр уровня не хуже Малеровского камерного, собственно то что я слышал сегодня, и было этим "не хуже".
Как мне рассказали, Курентзис потратил много времени на адаптацию к акустике Стасика и в итоге пришел к необходимости поднять оркестровую яму так, что оркестр оказался по сути между залом и певцами. Мотивировал он это необходимостью передать залу детали аутентичного звучания. Одним из результатов оказалось то, что в первых рядах партера (а я сидел во втором) певцов было слышно неважно, тем более что пели они по большей части на уровне второй кулисы, а нередко и вовсе в глубине сцены. Но в конце партера и в бельэтаже, как мне подтвердили несколшько независимых источников, певцов было слышно хорошо.
С самими певцами было не все столь же радужно. Свой уровень подтвердили Эдуард Цанга (Фигаро) и Вероника Джиоева (Графиня). Это графиня и Фигаро для внутреннего пользования. Спели ровно, крепко, но выделить их из прочей массы столь же ровных и крепких российских сопран и баритонов я не готов.
Софья Фомина - Сюзанна. По типу голоса - субретка, каковой весь спектакль и была. Многим, как ни странно, нравится. Два года назад Сюзанну с этим составом пела Аглатова. Фомина, конечно, на пару уровней ниже.
Владимир Тюльпанов - Граф. Второй раз его слушаю, все то же самое. Начинает хорошо, но к третьему акту голос у него садится, и на арию его уже не хватает. Так было два года назад, так же случилось и сегодня.
Наталья Емельянова - Керубино. Не хочу писать плохого, лучше не напишу ничего.
Неплох был Бартоло - Николай Лоскуткин и более-менее Марцелина - Лидия Бондаренко, оставшаяся, правда, без арии в последнем акте.
Остальные партии плохо спеть просто невозможно
Хор оставил двоякое впечатление. Все, что пел хор до финальной сцены, было одной большой кашей. На финал хор вышел на авансцену на обе стороны по краям, и вот тут-то хор зазвучал и заполнил зал.
Это лишний повод вспомнить о режиссуре. Хуже всего с оперной режиссурой, как полагают многие, с кем мне приходится общаться, дело обстоит сейчас в Германии. Именно оттуда выписали в Новосибирск режиссершу Татьяну Гюрбача, которая ставила спектакль, основываясь на своих представлениях о том, чем можно заманить сибиряков на оперу. Действие происходит в каком-то странном социалистическом заведении, декорации представляют собой огромные ДСП (древесно-стружечные плиты) цветов советских канцелярских мебельных гарнитуров + 2 телефонные будки, где прячутся герои + несколько лавок типа тех, на которых в обезъянниках сидят задержанные. И еще леса под потолком, по которым время от времени бесцельно бродил миманс и изредка туда взбирались герои. Костюмы - дамы в халатах ткачих-ударниц, Фигаро в костюме медбрата, Все остальные, думаю, в своей старой одежде. Наряд графини, впрочем, был переходящий, как это и положено по действию. Режиссерша не заботилась о комфортном существовании вокалистов, пели в основном в глубине сцены, а то и вовсе у задника, метров за 30 от первого ряда партера. Все вместе, сет и мизансцены, дают мне право определить режиссуру словом "убогая". Точно так же решили и многие зрители, в перерыве покинувшие зал.
Я бы не дал Золотой маски ни спектаклю в целом, ни Джиоевой, ни даже Теодору, если найдется среди дирижеров-номинантов кто-то, более достойный. Курентзис - одаренный, энергичный, увлеченный делом и честолюбивый музыкант. Но для выхода в оперную дирижерскую элиту ему пока чего-то не хватает. Может быть, ему не так интересно работать с певцами и с хором, иначе чем объяснить невразумительное звучание большинства ансамблей. Такого никогда не бывает у Мути, который костьми ляжет, но ансамбли выстроит.
Но вот за оркестр, за этих ребят, ему огромное спасибо и респект. Надеюсь, он их не бросит и поведет дальше.