Если говорить об успехе воспитания, какой приз получают родители, если они могут понять важность этого принципа «ты можешь хотеть больше»? Этим призом является следующее - сердце ребенка, которое исполнено благодарности за то, что есть, за то, что он имеет, и жажды иметь больше. Вот тайный рецепт успеха ребенка.
В большинстве своем родители желают, чтобы ребенок достиг успеха. Исполненность сердца благодарностью за то, что уже есть, и жажда иметь больше. Оказывается, ребенок имеет право убедить родителей в том, что он имеет право на исполнение желаний, он имеет право вести переговоры. Это высокий талант. Талант, который в психологии называется «мышление типа win-win», то есть мышление типа победил-победил. Когда в результате переговоров, ребенок приходит к тому, чтобы удовлетворение его желаний не было ни подавлением его желания, ни чрезмерной жертвой со стороны родителей. Когда решение находится, которое обоюдно удобно, обоюдно выгодно, обоюдно благоприятно, как для родителей, так и для ребенка. Это тот талант, который психологи последних десятилетий, конца XX века начала XXI превозносят, как один из самых возвышенных навыков, талантов, можно было бы сказать, в сфере коммуникаций, в сфере общения.
Как добиться такого уровня коммуницирования, такого уровня понимания людей, такого уровня чувства такта, и способности располагать себе людей, чтобы в конечном счете прийти к решению более выгодному чем те, которые ставила каждая из сторон изначально. Как сделать, как в психологии говорится: "1+1=3", когда нарушается логика, когда люди не просто соединяют на основе компромисса свои желания: «Давай ты сначала сделаешь это, потом я сделаю то, что я хочу. Сначала ты сделаешь то, что хочешь, потом я». Или: «Ты начальник - я дурак», такой принцип. То есть, один побеждает, другой проигрывает. Сегодня так, завтра я начальник - ты дурак, или ты начальник - я дурак. То есть, схема переворачивается. В результате - по очереди все побывали дураками. То есть, в итоге, в принципе нету ни выигравших, ни проигравших. И в современной психологии это серьезно анализируемый вопрос - Как же нам научиться приходить к таким решениям, которые не были бы жертвами для одной из сторон? И если кто-то делает жертву, это было бы его позитивное, свободное, светлое желание. Это была бы его система ценностей, даже если кто-то делает такую жертву. Поэтому если бы мы с вами в своем детстве имели право желать больше, при этом нас бы слушали, когда мы пытались бы вести переговоры, пытались бы убедить, не шантажируя негативными эмоциями своих родителей, многих проблем можно было бы на сегодняшний день избежать. Серьезных проблем: политических, этнических, внутрисемейных проблем. Если бы люди умели добиваться желаемого в разговорах, в переговорах.
Поэтому ребенок овладевает таким навыком не отступая и не обижаясь. Ты можешь говорить о своих желаниях, но не обижайся, если сегодня этот вопрос будет прикрыт, поговорим об этом завтра. Сегодня «нет» может завтра означать «да». Поэтому, сила родителей в этом плане, как и этикет определенный, стратегия, состоит в том, что необходимо в таком случае четко определить время переговоров. «ОК, давай поговорим» «Нет, я сказала нет!» - говорит мама. Ребенок говорит: «Ну подожди, я должен тебе сказать, почему это для меня так важно, или почему я считаю, что все-таки в этот раз вы должны посчитаться» и так далее, и тому подобное. Первое - четко определить время переговоров. Отец говорит: «Давай немного поговорим об этом. У меня есть 15 минут, давай обсудим». И если все-таки доводы ребенка не были очень убедительны, или время истекло и никакого решения нового не принято, родителям стоит сказать что-то вроде: «Я понимаю, что ты разочарован, но больше об этом говорить не будем». То есть, во многих ситуациях есть такое решение, оно может быть, как говорят, джентельменским решением.
Взято
отсюда