The Times об Арарате, Сталине и "нефтяных мускулах" Азербайджана

Apr 17, 2009 19:34



A promise of peace in the shadow of Ararat

At last the Turkey-Armenia border may finally be opened. But the move will stir up deep and long-held regional feelings

Michael Binyon

Years ago Andrei Gromyko, the veteran Soviet Foreign Minister, was once buttonholed by his irate Turkish counterpart. “Why do you show Mount Ararat, which lies in Turkey, on the flag of Soviet Armenia? Do you lay claim to our territory?” “No,” replied Gromyko. “Why do you have a crescent on your flag? Do you lay claim to the Moon?”


The Times: Перспектива мира под тенью Арарата

The Times опубликовала статью Майкла Биньона (Michael Binyon), посвященную армяно-турецким отношениям и перспективам их нормализации. Представляем ее перевод.

Перспектива мира под тенью Арарата

Граница между Арменией и Турцией наконец-то может быть открыта. Но это изменение может разбудить глубокие и давние чувства в регионе.

Когда-то бывшему министру иностранных дел Советского Союза Андрею Громыко был задан вопрос его гневным турецким коллегой: "Почему вы поместили изображение горы Арарат, находящейся на нашей территории, на герб Советской Армении? Вы претендуете на наши земли?" "Нет, - ответил Громыко. - Почему на вашем флаге изображен полумесяц? Вы претендуете на Луну?"

Сейчас Армения свободна от советского контроля. Но турецко-армянская граница, наглухо запечатанная во времена Холодной войны как линия напряжения между Советским Союзом и НАТО, до сих пор закрыта. И хотя армяне пристально смотрят на таинственную вершину Арарата, они до сих пор не могут пересечь границу к потерянным провинциям своей исторической родины, находящимся на северо-востоке Турции.

Кое-что, тем не менее, может измениться. Сегодня Ереван посетит министр иностранных дел Турции Али Бабаджан для участия в Совете Организации черноморского экономического сотрудничества, основанной в 1992 году и состоящей из 12 государств. Но настоящей темой для обсуждения как для Бабаджана, так и для принимающей его армянской стороны станет вопрос о границе. Могут ли оба государства преодолеть историческую враждебность и подозрительность и демонтировать последние баррикады из колючей проволоки со времен Холодной войны?

Барак Обама надеется на это. На прошлой неделе в Стамбуле он призвал своих турецких коллег "продвинуться вперед" и впервые установить дипломатические связи с их армянскими соседями. На карту поставлена не только граница, но намного большее. Примирение Турции и Армении ослабит 90-летнюю горечь в их отношениях, восходящую ко временам османской резни армян 1915-1917 годов, что до сих пор ложится тенью на политику на Кавказе и на отношение Запада к Турции. Открытая граница принесет не только огромную экономическую выгоду обеим сторонам: это также может помочь растопить один из замороженных конфликтов на задворках Европы - приостановленные военные действия между Арменией и Азербайджаном за контроль над армянским анклавом - Нагорным Карабахом. Открытие границы поможет также России восстановить баланс на бурном Кавказе, а Турции - расширить досягаемость до своего культурного тыла в Центральной Азии. Продвижение в этом вопросе может сместить некоторые табу из сегодняшней политики Турции, где любое упоминание об османских убийствах до 1,5 миллионов армян вызывает злобную националистическую реакцию.

Все проблемы взаимосвязаны, и решить их, руководствуясь эмоциями, исключительно сложно. В центре этого мертвого узла находятся страхи и политическая изоляция Армении - крошечной страны с населением менее 3 миллионов человек, которая в силу исторических обстоятельств была отдана на милость своим могущественным соседям. Армения, первая принявшая христианство, лежит на фронтальной линии ислама и всегда искала защиты от Турции и своих соседей - азербайджанцев-мусульман у России. Эту функцию Москва полностью взяла на себя, что подвело фундамент под военную конфронтацию России и Турции, формировавшую историю двух стран на протяжении многих веков.

Но насильственное вхождение Армении в Советский Союз в 1922 году изменило отношения. В Ереване есть накопившаяся обида на действия Москвы, особенно проявившаяся после развала экономики бывшего Советского Союза, когда Россия начала давить на Армению угрозой прекращения поставок топлива. Доведенная до обнищания нация дрожала от холода несколько зим. Армения надеялась открыться югу. И хотя граница с Турцией была на короткое время открыта, ее снова закрыли в 1993, когда Армения вторглась на территорию Азербайджана, чтобы установить коридор к осажденному Нагорному Карабаху, и Турция приняла сторону азербайджанцев-мусульман.

Для Азербайджана турецкая поддержка жизненно необходима, чтобы восстановить контроль над своим анклавом. Именно поэтому Азербайджан так резко отреагировал на намеки о возможном восстановлении дружественных отношений между Турцией и Арменией. Азербайджан пригрозил, что будет использовать свой "нефтяной мускул" и прервет поставки по жизненно важному трубопроводу из Баку в южную Турцию, пока Армения не пойдет на уступки.

До Турции эти угрозы, казалось, дошли быстро. Вчера турецкий премьер-министр Реджеп Таийп Эрдоган окатил ледяной водой предложение Армении открыть границу во время квалификационных игр чемпионата мира в октябре. Президент Саргсян выразил надежду, что сможет пересечь границу с Турцией, чтобы посмотреть футбольный матч. "Но не до урегулирования Карабахской проблемы", возразил господин Эрдоган.

Нельзя рассматривать исламистского премьер-министра как поставляющего своего исламского соседа. Турция долго лелеяла надежды, что сможет распространить свое влияние далеко за пределы Азербайджана - на территорию Центральной Азии, которая остро нуждается в западных инвестициях и население которой преимущественно тюркоязычное. Примирение с Арменией и развязка кавказского узла может быть выгодна всем. Это подтвердит статус Турции, как полюса силы в рамках Совета Организации черноморского экономического сотрудничества. Если Турция может смотреть на ЕС только как на приложение к нему, то на своих соседей Турция смотрит с позиции экономического гиганта.

У Армении, блокированной с севера нестабильной ситуацией в Грузии и боящейся подпасть под полную зависимость России, может появиться альтернативный канал для связи с внешним миром через Турцию. И экономическое взаимодействие может смягчить историческую ненависть.

Для России это также может быть выгодно. Парадоксально, но у нее никогда не было более дружественных отношений с Турцией, чем теперь, прежде всего, благодаря огромным объемам торговли, большим потокам российских туристов и уменьшившейся угрозе на границе с Россией со стороны государства-члена НАТО. Но эти спокойные отношения еще слишком хрупки. Историческая конкуренция за влияние и за энергетические ресурсы региона вспыхивает вновь. Действия России в Грузии взбудоражили Турцию. Москва нуждается в таком урегулировании конфликта, чтобы на горизонте не возникло еще одной "Осетии" - в споре за Нагорный Карабах вновь не было применено насилие. Это и оставляет Москву и Анкару по разные стороны баррикад.

Гора Арарат - вершина поразительной красоты, особенно в лучах утреннего солнца. Почитаемое многими религиями, это место, где, по всеобщему поверью, остановился Ноев Ковчег, стало символом разделения. Открытая граница позволила бы всем подступиться к его высотам.



Азербайджан, Гора, Турция, политика, Армения

Previous post Next post
Up