Оригинал взят у
markgrigorian в
Найдены две миниатюры работы Тороса РослинаВ Лондоне состоялась сегодня торжественная передача армянской апостольской церкви двух миниатюр XIII века.
Причем не простых миниатюр. Их автор, судя по всему, - Торос Рослин, художник, чье творчество знаменует расцвет средневекового искусства книжной миниатюры.
Рослин жил в Киликии - армянском княжестве, а потом и царстве, существовавшее с 1080 по 1375 годы в Малой Азии (Восточном Средиземноморье), на территории современных Сирии и Турции. Там, в монастыре, находящемся в городе Ромкла, и творил Торос Рослин.
(Вот эти две миниатюры. Слева -- Вознесение Христа, а справа -- Евангелист Марк. Посмотрите на мастерство исполнения, на краски, и представьте, что этим миниатюрам без малого 740 лет, и что они были созданы за 150 лет до того, как в Италии началась эпоха Возрождения.)
Существует семь манускриптов (шесть четвероевангелий и один требник), относительно которых нет никакого сомнения в том, что их расписал именно Рослин - они подписаны. Два из семи евангелий находятся в Ереване, в Матенадаране. Четыре - в армянской патриархии в Иерусалиме, и одно в Балтиморе (США).
Но есть еще пять книг (четвероевангелий), которые приписываются Рослину - «почерк» художника дает основания утверждать, что именно он был их автором. Четыре из этих книг находятся в Матенадаране и пятая - Евангелие царицы Керан - в Иерусалиме.
Каждая книга в те годы была произведением искусства. Не было двух одинаковых экземпляров, так как книги не только переписывали, но и расписывали индивидуально. Результат, конечно, зависел от таланта и мастерства переписчика и художника. Но не только. В изрядной мере он зависел от того, сколько денег был готов вложить заказчик в изготовления той или иной книги.
Чем больше денег вкладывал заказчик, тем большего размера была книга и тем богаче она была разукрашена.
Царица Керан, безусловно, была женщиной богатой. Она была супругой царя Левона II (иногда его называют Левоном III), правившего Киликией с 1270 по 1289 годы. Левон был мудрым правителем, поощрявшим торговлю с Западом, особенно с Италией и Каталонией, и поддерживавшим хорошие отношения с Востоком (в частности, альянс с монголами, который, как предполагают некоторые историки, имел характер вассальных отношений).
Царица заказала Евангелие, которое было переписано в 1272 году и расписано «человеком опытным и умелым в письменном искусстве». Которым, судя по всему, и был Торос Рослин.
(Деталь миниатюры "Вознесение Христа". Я привожу эту фотографию, чтобы вы имели возможность оценить мастерство художника. По сравнению с оригиналом, миниатюра на фото увеличена примерно в полтора раза.)
В начале XX века (около 1910 года) кто-то вырезал из Евангелия царицы Керан две миниатюры и продал их. Они оказались в собрании голландского коллекционера древностей Мишеля ван Рейна (Michel Van Rijn). Он даже опубликовал их описание в 1980 году.
В 1987 году греческий мультимиллионер Танассис Мартинос, владелец компании Eastern Mediterranean Maritime приобрел всю коллекцию ван Рейна, в том числе, и две миниатюры.
В мае 2011 года библиотекарь-архивист Мартиноса Мария Мерсиния связалась с священником отцом Нерсесом Ваче Несисяном, известным медиевистом и (в то время) куратором отдела Христианского Ближнего Востока в Британской библиотеке. Она попросила его как специалиста оценить две армянские миниатюры из коллекции Мартиноса.
О. Нерсес определил, что это как раз и есть две страницы из Евангелия царицы Керан, о чем и написал Мерсинии. Но еще он добавил, что возвращение этих листов на место поможет «восстановить рукопись во всем ее прежнем величии».
Ответ был обнадеживающим: его попросили привести доказательства того, что эти листы действительно принадлежат Евангелию Керан. Собрав доказательства, о. Нерсес отправил их Мерсинии. Вскоре греческий магнат принял решение - вернуть листы, расписанные Рослином, в Иерусалим, где они должным образом будут вставлены в Евангелие.
И сегодня, 6 ноября, в армянской церкви св. Егише в Лондоне состоялась церемония передачи миниатюр армянской церкви.
Сначала прошла служба. Ее провел сам о. Нерсес, причем миниатюры стояли на алтаре. Их видно на фото -- они на креслах, покрытых фиолетовым покрывалом.
Они притягивали взгляд все время, пока шла служба.
Службу завершает таинство евхаристии, причастия, когда верующие вкушают хлеб и вино, соединяясь, таким образом, с Богом.
После этого о. Нерсес рассказал историю миниаютр.
А вот и сам Танассис Мартинос
Его благородство трудно переоценить. "Я не скажу вам, какие деньги потратил Мартинос, чтобы купить эти миниатюры. А сейчас он дарит их армянской церкви, чтобы они вернулись на свое место в Евангелие царицы Керан", -- сказал о. Нерсес.
Сам Мартинос был глубоко тронут церемонией.
Собственно, тронуты были все. И, в первую очередь, конечно, о. Нерсес.
И действительно, он смог восстановить целостность Евангелия, возраст которого -- почти семь с половиной веков. Целостность, нарушенную около ста лет назад.
Считаю, что мне чрезвычайно повезло. Не знаю, смогу ли я когда-либо снова увидеть эти миниатюры. И даже подержать их в руках. Ощущение, не сравнимое ни с чем.
Мне в последнее время и правда везет. Недавно я смотрел и фотографировал потрясающую
коллекцию керамики XVIII века из Кютахьи, летом копался
в архиве известнейшего фотографа Иды Кар.
И вот такая небольшая загадка: как вы думаете, присутствовали ли на этой церемонии представители армянского посольства в Лондоне?