Армянский рынок мобильной связи на грани насыщения

Feb 18, 2010 15:08

 Армянский рынок мобильной связи на грани насыщения
При существующем росте конкуренции рынок будет близок к 100% насыщению и даже может перейти 100% рубеж в течение следующих двух лет.
18.02.2010

Почти каждый взрослый работоспособный человек в стране с населением в 3,2 миллиона человек, имеет как минимум один мобильный телефон, а число абонентов операторов мобильной связи составило 2,5 миллиона человек. Несмотря на то, что мобильные операторы утверждают, что для роста рынка и повышения конкурентоспособности место все еще есть, весь вопрос в том, насколько можно быть уверенным, что конкуренция сохранится, и будет ли борьба за рынок в интересах потребителей и телекоммуникационного сектора?
/PanARMENIAN.Net/ Количество абонентов VivaCell-МТС выросло на 46% в 2008 году по сравнению с предыдущим годом, в Beeline зарегистрирован рост в 23%. Рост снизился в 2009 году: VivaCell-МТС зафиксировала всего лишь 2,4% роста, а Beeline, по всей видимости, потерял часть клиентов, что впрочем сложно определить, поскольку компания перешла на новую систему подсчета абонентов.

Таким образом, согласно последним данным, к концу 2009 года VivaCell-МТС стала бесспорным лидером рынка с 2 млн.70 тысячами абонентов, в то время как число абонентов Beeline составило 502 тысячи абонентов (последние данные Beeline доступны за 3-й квартал 2009 года).

Между тем, агрессивноe вступление третьего мобильного оператора Orange в конце 2009 года, вызвало изрядное количество шума и обеспечило впечатляющий рост абонентов, который составил 200 тысяч за первые 3 месяца после официального запуска Orange в Армении. Тем самым компания заставила "больших парней”, VivaCell-МТС и Beeline, отреагировать на свое появление снижением цен и рядом специальных предложений, чтобы сохранить существующих клиентов.

При существующем росте конкуренции рынок будет близок к 100% насыщению и даже может перейти 100% рубеж в течение следующих двух лет. Операторы уже ищут новые возможности оставаться конкурентоспособными в других областях, кроме как роста числа абонентов. "Существует много возможностей для роста. Численность населения и темпы внедрения и использования услуг не связаны напрямую,- сказали PanARMENIAN.Net в VivaCell-МТС, комментируя текущую ситуацию на рынке. - Всегда есть новые услуги и продукты. По крайней мере, два раза в месяц у нас есть новые предложения на рынке. В частности, в настоящее время существует спрос на услуги передачи данных, в том числе высокоскоростной мобильный Интернет. Так, VivaCell-МТС увеличила потенциал для передачи данных в пять раз для удовлетворения растущего спросa на использование Интернета".

Россия, Великобритания, Франция, Германия - страны, где уровень проникновения на рынке близок или превышает 100 %. Пример этих рынков иллюстрирует ключевые проблемы с непрерывными ценовыми войнами, снижением среднего дохода за абонента, неокупаемость крупных вложений, от чего в итоге страдают клиенты.

Эту обеспокоенность разделяют и в Beeline: “Будущее мобильного рынка зависит в первую очередь от той ценовой политики, которую выберут операторы. Наша компания всегда была противником ценовых войн, ведь в условиях ценовой войны инновационные услуги и субсидирование высокотехнологичных инициатив не оправдывается, а, следовательно, и теряет смысл. В планах компании есть много интересных инициатив, так что в “мирных” условиях, наших клиентов действительно ждут приятные новости”.

Однако ситуация на рынке далека от "мирной". Темп здесь задает в основном Orange Armenia. Компания пока не может думать о прибыли. Orange планирует инвестировать
$ 75 млн., с надеждой получить свою часть от довольно устойчивого рынка услуг мобильной связи, который зафиксировал прибыль в 105 766.6 млн. драмов (около $ 280 млн.) в 2009 году, а также 10 404.2 млн. драмов (около $ 27,5 млн.) доходов от растущего рынка Интернет-связи, которые выросли более, чем в три раза за минувший год.

Как свидетельствуют показатели рынка, с ростом рынка Интернет услуг можно будет продолжать наблюдать стремительное увеличение предложений на рынке услуг мобильной связи.

Развитие мобильного Интернета - весьма дорогостоящая услуга, она также является огромной нагрузкой для сети операторов. Таким образом, еще предстоит изучить, насколько оправданы инвестиции в этой области.

Более существенным является вопрос соответствия услуг мобильной связи, предоставляемых операторами в Армении, с ожиданиями заказчика. На данный момент связь часто не соответствует заявленному качеству, и ни один из операторов не предоставляет услуг мобильной Интернет-связи, которая могла бы приблизиться к рекламируемой скорости 7,2 Мбит/с.

Orange, которая была особенно активной в продвижении мобильного интернета посредством 3G и USB модемов, получила удар по своему имиджу. Как признала компания в феврале, треть потребителей испытали "неудобства" из-за "рекордного количества использования трафика". Однако это воздействие оказалось значительно шире, а клиенты попали в ловушку годичных контрактов, не зная, что в договоре существуют пункты о досрочном прекращении услуг.

Потребительский спрос в этой области все еще остается большим. На определенном этапе в декабре 2009 года операторы боролись за насыщение рынка, вместе с тем, пытаясь избежать перегрузки сетей. Но на рынке Интернет-подключения мобильные операторы конкурируют не только друг с другом, но и с десятками поставщиков услуг Интернет, в том числе и с такими операторами WiMAX-связи, как Cornet и iCON.

Другой областью роста, как показывает опыт других, более насыщенных рынков во всем мире, является предоставление субсидированных (т.е. продажа их с годичными и двухлетними контрактами) телефонов и оборудования (как например, iPhone и Amazon Kindle). VivaCell-MTS и Orange выступили с предложениями дешевых телефонов и субсидируемых цен на свои USB и 3G модемы, Wi-Fi маршрутизатора, устройств в рамках тарифных планов ‘Home Zone’ и ‘Office Zone” VivaCell-MTS и тарифа Flybox в случае Orange.

Операторы также сделали недостаточно шагов на рынке мобильных телефонов. Телефон "МТС 236" по доступной цене, представленный VivaCell-MTS, ограничен своей сетью, что позволяет думать, что в этом направлении еще придется поработать.

Между тем, рынок готовится к появлению “телефона-убийцы” - знаменитого iPhone от Apple. Цена на телефон в Армении в настоящее время составляет $ 1000, что едва ли делает iPhone доступным. Orange Armenia объявилa о планах представить его на рынке Армении в ноябре. В беседе с PanArmenian.net представители компании Orange Armenia не подтвердили и не опровергли возможность, что iPhone будет субсидируемым предложением, отметив лишь, что телефон будет представлен в ближайшее время.
Интересно, что были изменены первоначальные планы по запуску iPhone в сезон рождественских покупок. Как заявляли в компании: "продвижение" Рождественские чудеса "имеет большой успех и представление iPhone в то же время неизбежно приведет к образованию очередей. Таким образом, компания Orange отложила запуск iPhone для того, чтобы встретить клиентов в комфортных условиях и сохранить качество услуг ".

Один из возможных выводов из этого является то, что клиенты не будут простаивать в очереди за телефон по цене $1000, так что весьма вероятно, что Orange предложит субсидирование телефона iPhone. В зависимости от размера субсидий и условиями договора, этот шаг может резко изменить ситуацию на рынке мобильных телефонов в Армении и вынудить других операторов выступить с аналогичными шагами. Обобщая, можно сказать, что эта ситуация является перспективной для армянских потребителей, в то время как мобильным компаниям придется побороться за рынок.

не мои опусы, Интернет, интересно

Previous post Next post
Up