Логопедия для всех

Jun 28, 2010 01:43

Логопедическая тема для меня давно больная. Точнее, периоды спокойного наблюдения у меня регулряно сменяются периодами лихорадочного поиска каких-то решений, которые решительно сдвинут ситуацию с точки.

Начиная с Таиных 4 лет наша бабушка (свекровь) активно стала агитировать меня начать водить Таю к логопеду. Дескать, все ее дети ходили к логопеду, это очень нужно. Да, Тая много звуков произносила неправильно, некоторые не произносила совсем. Но, покапавшись в теме я решила, что до 5 лет мы ограничимся языковой гимнастикой. Когда Тае испольнилось 5 мы пошли-таки к логопеду .через месяц занятий я понияла, что совершенно не хочу быть цербером над своим ребенком, а внутренней мотивации заниматься у Таи нет. Логопед сказала то же самое: успехи есть, но Тая их не фиксирует и не применяет дальше. Расстались на 3 месяца, чтоб дать ребенку дозреть. Но Тая не дозрела ни через 3 месца, ни через полгода, ни через год. Более того, я стала замечать, что тема хорошего произношения стала вызывать у нее нехдоровую реакцию. Ее начинала трясти, она впадала в ярость, стискивала кула, ставила руки в боки, хмурилась, ругалась - стоило только мне завести речь о том, чтоб позаниматься с язычком. Очень нежное прощупывание показало, что бабушка, отчаившись, видимо, достучаться до меня, стала вестиработу непосредственно с самой Таей, и примерно в таком ключе: ты шипилявишь, над тобой в школе все смеяться будут, с тобой дружить не будут и проч. Это самый прямой способ путь к тому, чтобы Таю взбесить. Это ни разу не мотивация для нее что-то начать делать. На этом я тему занятий с язычком закрыла, поставила на время табу, и так дожили мы до этой весны. Временами мы занимались артикуляционной гимнастикой с Даней, Тая демонстративно уходила. Потом мне попалась книжка, где в игровой форме были приведены 24 тематических занятия, включающих в себя и пальчиковые игры, и считалочки, и пантомиму, и подвижно-игровые задания, работу с мышцами шеи и лица, мимическую гимнастику, упражнения для щек и языка. Весело и ненавязчиво. Тая включилась. Через некоторое время я вскользь упомянула, что раз мы пока не занимаемся с логопедом, мы можем просто улучшать подвижность мышц необходимых для красивой речи, чем мы, собственно, и занимаемся. И тут Тая так измуленно спросила: а почему мы не ходим к логопеду??? Я, говорит, все жду, жду , когда мы начнем ходить! Похдно, говорю! На носу лето, а там мы в Благодать переедем. А что, спрашивает, в Благодати нет логопедов??? Нет, говорю, там все со своими детьми сами занимаются. Она подумала, вздохнула и сказала: придется и нам самим. Они сначала просили устраивать занятия каждый день, я и сама была бы рада, но чаще 2 раз в неделю не получалось. А перед поездкой в Таганрог вообще как-то все заглохло. Меня в очередной раз накрыло паникой, что время идет, а ничего не меняется, и не понятно, что делать с этим. Вместо "ш" и "с" - "ф", вместо "з" и "ж" - "фв", вместо "ч" - "ть", вместо "щ" - "сь", "р" заменяется на "л". И посоветоваться не с кем.

И тут, уже в Таганроге, произошел очень интересный прецедент. Не помню с чего все пошло, но Тая с большой претензией заявила мне, что я-де не вожу ее к логопеду, а она очень хочет научиться лучше говорить! Ах так, говорю я, тогда бери сутл, садись к зеркалу, будем заниматься! У меня не получится, говорит, я не слышу разницы, правильно я говорю или нет. А другого пути, говорю, нет, только тренироваться, и все получится. И вот через десять минут Тая чисто произнесла звук "ш"! По интерции продолжала дуться на меня, но постепенно до нее дошло, что произошло, и она стала смеяться с круглыми удивленными глазами. А уж я-то скакала вокруг нее в неописуемом восторге! Она очень впечатлилась тем, что оказывается вс ене так сложно, и стала тут же вспоминать все слова, которые знает, начинающиесь на "ш",Ю потому попросила меня поправлять ее, если она поговрит по-старому "ф", в не "ш". И дней 5 мы так и жили: я, как попугай, все время повторяла ей слова, в которых она неправильно произносит "ш", она исправляла на правильное.

При этом меня очень тянуло тут же поставить ей и "ж", артикуляция ж та же самая, только голос добавить. Тая отказывалась наотрез. Сначала, говорит, "ш" натренируюсь говорить хорошо. И тут в одном книжном я углядела книжку-журнал, аточнее несколько, направленных на закрепления произношения определенных свуков. Одна из них как раз про "ш" и "ж". Очень мне эти книжечки понравились: Там и игры, с наклейки, и карточки с жетонами надо самим делать, и игровое поле, и десяток разнообразных игр с этими карточками. Я пошла на хитрость, зная, как она любит всякие такие книжечки. Я сказала: я куплбю эту книжечку, но заниматься помней мы будем, когда ты захочешь работать над звуком "ж". тая мне гвоорит: а я буду делать только задания для "ш", а для "ж" буду пропускать! Не, гвоорю, не получится, тут надо и то, и то. И купила, оставив ее в размышлениях. Дома она сказала: доставай книжечку, я согласна. Но ведь для этого надо сначала науиться произносить "ж", гвоорю я. решили оставить на после обеда. Она все ходила и что-то поормотала себе под нос. Слышу: ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш... тренируется сама! А за обедом она сказала: мама, мне надо все время говорить ш-ж, а то отдельно "ж" у меня не получается... - и тут же поняла, что произнесла отдельно "ж", и очень чисто произнесла! Она с огромным воодушевлением готовила эти карточки и жетончики с разными слогами, содержащими ш и ж, мы стали играть в Ясин дневной сон. сказать, что я была счастлива, - это ничего не сказать! Я не ожидала такого поворота. Не думала, что Тая так легко может научиться чище говорить. Вот что значит - дозрела! Но как это называется - лень? Ведь ничего не стоило "ж" тоже отработать, но пока интересную книженцию не увидела, оказывалась же! При первой же возможности я зашла в тот книжный и купила остальные книжчки этой серии: про "с" и "ц", про "з" и "з'", про "ч" и "щ". кстати, на днях она сама подошла ко мен и сказала: мама, я поняла, как говорить "ч"! И если не задумается, может и "щ" сказать, если я ей слово подсуну для повторения, якобы как для "ш".

Но 2 дня назад я поняла, что прогресса-то нет. то есть язык гвоорить научился, а вот голова не пользуется этим. Если я по ее просьбе укажу ей на неправильное произношение, она исправит, а если я пропускаю, она тоже не обращает внимания. Я стала прсить ее самой заботиться о праивльном произношении, но все осталось по-прежнему. Как будто мы учим инстранный язык. Есть привычка произносить "ф", и переь каждое слово надо заучивать в правильном варианте? В растроенных чувствах я сказала: я перестаю повторять тебе слова, заботься об этом, пожалуйста, сама. И за последующие полдня она не сказала правильно "ш" и "ж" ни разу! За исключением обращения "бабушка", которое прозносится ну очень часто, поэтому все-таки село в голову. мне хотелось плакать, я была убита полным непониманием, что делать дальше. нежули все-таки нет внутренней готовности? Если б мне сказала, что со временем количество перейдет в качество, я б продолжила работать попугаем, но пока я четко видела, что я работаю выносным отделом ее мозга, отвечающего за использование звуков в речи. Я делаю работу вместо нее. Тая видела, что я чем-то очень растроена, и я слыщала, как бабушка тихо ей объяснила, что меня так огорчило. И Тая стала стараться что-то контролирвать сама. Несколько слов промелькнуло. но на следующий день не было и этого. А я, привыкшая уже к ее более чистому произношению, просто не могла слышать, как она шипилявит! До внутреннего содрогания.

Я позовнила Марку пожалиться. И он предложил идти через ее желание самостоятельности. Это ж основная движущая сила у нее сейчас. И вот вчера перед сном я тихо свела разговор к этой теме. Что самостоятельность - от слова "сам". Что самостоятельный человек -это тот, кто умеет многие вопросы решать сам. Чем старше становится человек, тем больше вопросов он может решить сам, тем он самостоятельнее. И эти вопросы касаются не только похода в магазин и выбора одежды, но и того, что человек умеет делать внутри себя: контролировать свои эмоции, менять состояние, развивать какие-то качества. И вот эта работа внутри себя относится к разряду вопросов, в которых человек может разбираться только сам, и никто вместо него этого сделать не может .Вот как, например, с твоими "ж" и "ш". Ты научилась произносить их правильно, я помогала тебе. Но теперь, как бы я ни хотела, я не могу помочь тебе начать использовать это. Только ты сама это можешь сделать. Вот такие задачи - это тоже часть самостоятельности. И увела разговор в другую сторону.

Я отпустила ситуацию. Я поняла, что действительно, я сделала все, что я могла. Меня перестало раздражать, что она шипилявит. Но самое удивительное (а может, как раз, удивляться нечему....), что сегодня она стала часто произносить "ш"!!! Внимание сосредоточено, она говорит вдумчиво, видно, что очень старается! Золото моё!!!

В этой истории еще нет точки. Мое отношние к этому вопросу за эти 10 дней менялось несколько раз от восторженного до убитого и обратно. Поэтому я не делаю никаких прогнозов. Но наблюдать за всем этим безумно интересно! Мне очень радостно, что мы нашли ключик, и не один, что хватило трепения не наломать дров в порыве эмоций, а выбрать тот момент и те слова, чтобы очень важная идея проникла глубоко в Таину головушку. Идея о том, что человек движется вперед в первую очередь сам.

впечатлило, о нас, родительство, Тая

Previous post Next post
Up