Открыла 7й класс в Экстерн-Офисе для Таи. И сильно задумалась над этим длиннющим списком предметов. И вроде это было ожидаемо, что их с каждым годом становится все больше, но все равно впечатлило. Это уже почти максимум, больше будет только в следующем году, когда добавится химия. И вот теперь уже в полный рост встал вопрос, который наметился в 5м классе и стал ощутимым в 6м. Вопрос о глубине погружения и приоритетах.
А еще о том, что изучать предмет и сдавать аттестацию по нему - две большие разницы. Ну то есть, хорошо и глубоко погрузившись, качественно изучив предмет, аттестацию сдать не проблема. Но дело в том, что по мере роста числа предметов на глубокое погружение и качественное (в моем представлении) изучение времени уже не хватает. Плюс, если я сама темой владею плохо и Тае она тоже не интересна, изучение превращается в мучение для нас обеих.
Я честно себе признаюсь, что не владею, например, историей и биологией на таком уровне, чтоб ими кого-то заинтересовать. Более того, мне самой они не интересны, и мне попросту жаль тратить свое время на то, чтоб в них въезжать. В 5м классе с историей Древнего Мира мы еще как-то возились вместе, смотрели Интернет-уроки, какие-то видео, но когда худо-бедно известные мне Египет, Греция и Рим кончились, и началась история Востока, я совсем сдулась. Все эти государства-однодневки Аравийского полуострова, Китай и Индия по верхам галлопом-галлопом - в таком формате ни о чем. Тая как-то что-то заучила, сдала и, я думаю, забыла. В 6м классе историй уже две: России и Мира. Еще тоскливее. Поэтому я отдала их на откуп Тае: на сайте Экстерн-офиса минимально необходимая информация есть, есть Интернет, есть на крайняк я, с которой можно обсудить то, что не понятно. Точнее, начинали мы с ней вместе, но потом она стала заниматься по материалам сайта сама, говорила, что все понятно, и я не стала отслеживать. У меня были последние недели беременности, очень непростые. И вот когда за неделю до аттестации по истории России Тая пришла ко мне и попросила вместе пройтись по всему курсу, я поняла, что оставить ее один на один с историей - была большая ошибка. У нее в голове была полная каша. Оказалось, что она не умеет работать текстом. Она просто отбрасывала то, что не понимала, запоминала начало, а когда было много букв, не улавливая сути, она легко отбрасывала и самое важное. Неделю мы с ней читали материалы сайта, Википедию, рисовали временную линию с датами, именами и событиями. Я сама за это время узнала много нового :) Я старалась показать ей вид сверху, некую общую линию развития событий, обсуждали вероятные причины, вместе старались как-то подытожить и сделать краткое summary правления каждого князя и царя. Тогда я поняла, что на самом деле материалов сайта совершенно недостаточно. Ну то есть их достаточно для аттестации: можно заучить и сдать. Но не формируется целостной картины, лишь разрозненные события и персоны, про которые запомнить что-то, не увязывая их как элементы одно цепочки, для Таи очень трудно. Она может. Но тоскливо. Ей нужен кто-то, кто ее проведет, кто поможет увидеть вектор движения, кто поможет выделить суть. Об этом, кстати, Алексей Битнер говорил на какой-то из встреч: умение работать с текстом - одно из ключевых, которым надо овладеть в младшей школе, оно очень нужно будет в средней. Теперь я понимаю, что он имел в виду. И мы этот момент упустили. Теперь учимся в процессе.
Наученная опытом с историей России, таины занятия историей Мира, то есть в 6м классе это история Европы средних веков, я уже отслеживала. Но тут мы с ней сошлись во мнении, что никуда вглубь мы залезать не будем, а будем готовиться к аттестации, то есть брать по минимуму: краткая информация на сайте Экстерн-офиса, плюс немного Википедии для общего понимания. Тогда я, собственно, и поняла эту разницу между изучением предмета и сдачей аттестации. Если надо просто сдать, мы готовим то, что легко, что трудно - берем по верхам, что-то да отложится. На экзамене нас устраивает любая оценка выше «2», а это половина правильных ответов. И практика показала, что аттестации так вполне можно сдавать. Если предмет не входит в список приоритетных, если его не хочется изучать глубоко и качественно - это вполне себе вариант.
По такому же принципу Тая сдала и биологию. С биологией в некотором смысле проще, так как на сайте ответы на вопросы даны четкие (хоть и сложно сформулированные для ребенка 12 лет). В начале Тая еще старалась запомнить процентов хотя бы 80 (это у нас проходной балл промежуточных тестов по темам внутри самого ЭО), а потом стала «халявить», как она считает, снизила планку. Это, кстати, ее очень огорчило. Она еще более крутая максималистка, чем я. Я вижу в себе этот недостаток и знаю, как он портит жизнь, поэтому выдыхаю. А у нее внутренняя установка делать все по максимуму. И то, что она может выйти на экзамен, плавая в половине вопросов, ее огорчает. Она уверена, что качество ее образования сильно упало. Хотя между делом она регулярно мне выдает информацию то из географии, то из биологии, то из той же истории. Оно всплывает само, когда к месту. Чего-то даже я не знаю. И я каждый раз ловлю ее и фиксирую: «Ты видишь?! Ты это знаешь и помнишь! А говоришь, что плохо учишься!»
Я считаю, что это очень полезное умение: выделять приоритеты и уметь направлять свои силы туда, где они нужны, и в том объеме, в котором этого требуют поставленные задачи. И за лето Тая, похоже, тоже это поняла. Потому что, когда мы обсуждали с ней предстоящий год, новые предметы - алгебру, геометрию, физику - она попросила выбрать по ним неглубокий уровень. Потому что сфера ее интересов - это английский и художка, в которую она пойдет с сентября. Я считаю необходимым еще и русский с литературой. Ну и математика, с моей точки зрения, полезна для общего развития мышления. А физика - это просто интересно. Мы, по крайней мере, постараемся ее сделать такой. Поэтому план на этот год такой: по английскому и русскому-литературе берем Тае преподавателей. Английский по скайпу, русский очно. Я поняла, что сама не тяну. Прошлый год, когда Тая занималась на курсах подготовки к поступлению в гимназию, очень ее продвинул. Математику и физику берет на себя Марк, но учитываем Таины пожелания, без фанатизма :). География 7 класса меня саму очень увлекла: в этом году она обобщающая о материках и океанах вообще. Тот самый вид сверху, который я люблю :) Биологию будем проходить по принципу подготовки к аттестации 50/50, историю тоже. У меня крутились мысли, не набрать ли группу 7-классников для занятий по скайпу или вебинаров. Найти увлеченных своим предметом преподавателей, чтоб за 1,5-2 месяца дали годовой курс в интересной форме. Но пока мне не ясно, поможет ли такой формат запомнить материал в достаточном для аттестации объеме. И народ по предварительному опросу не особо поддерживает такую идею. Ну и домашников 7го класса я вообще знаю мало. Но может еще и придумается что-то такое. Тем более, что недавнее общение с одним старым другом, который сейчас тоже увлечен преподавательской деятельностью и изучает, как учить детей, подарило мне новый взгляд на занятия предметами гуманитарного цикла. Знания, факты - не самоцель (и ценности такой цели у меня самой никогда и не было!). А вот сам процесс изучения, постановки проблематики, взгляды с разных сторон - все это инструмент для формирования широты мышления как такового. Но я об этом пока не готова говорить, очень сырая тема для меня, хотя очень интересная. По крайней мере, я вижу в этом ключик к тому, чтобы касаться этих предметов не в тоске, а с интересом. Пока отдельные наметки-предчувствования. Может, позже разовью.
Подводя итог, что хочу сказать. Если мы не хотим, чтобы домашнее обучение напоминало школу дома - урывками по 6-7 уроков каждый день - надо брать предметы блоками и сдавать блоками. Сейчас, в 7м классе, у нас есть по 1,5-2 месяца на биологию, географию, и две истории, по 3 месяца на алгебру, геометрию и физику, а языки - весь год и каждый день. То есть каждый день русский, английский, математика/физика и что-то из гуманитарного цикла. 4 занятия. Это интенсив. Это не та расслабленная жизнь, которую мы вели в младших классах. И нам действительно надо выбирать, чему отдавать свое время и силы. Данила берет 5й класс, и я буду учитывать те ошибки, которые мы совершили с Таей. Вообще, мне совсем не нравится, как прошел у нее прошлый учебный год. В тоске. И этот ее унылый вид мне очень ясно дал понять, что надо серьезно менять подход. Сейчас я пришла к тому, с чего, по-хорошему, надо начинать, когда ты берешься за образование своих детей: надо начинать с целей. Ради чего всё это. По большому счету, целей две. Первая, заданная извне, - это получение аттестата, то есть освоение в каком-то объеме ряда школьных предметов и прохождение аттестаций по ним. Вторая, настоящая, - расширение кругозора и получение навыка идти вширь и вглубь. Неважно в чем. В чем бы то ни было. Это то, что реально нужно человеку в жизни. На примере того, что интересно. И на примере того, что не интересно, но по каким-то причинам нужно. Это опыт концентрации, преодоления, погружения в процесс, достижения результата. Опыт выхода за рамки. Развитие гибкости и системного видения. Тогда школьная программа - это только плацдарм.
Не слишком ли высоко я замахнулась? Сама-то я потяну?
Но это то, что меня сейчас вдохновляет! То, куда я готова направлять свои силы. Вот на запоминание дат и фактов - не готова. На натаскивание для сдачи аттестаций - не готова, но они и сами с этой задачей справляются с моей минимальной помощью. Мне же нужно организовывать обсуждения, проблематизировать, задавать вопросы, поддерживать там где трудно-страшно-сопротивление-тупление, потому что именно там и сидят важные ответы или что там еще. Пусть не ответы, а процессы. Потому что многих ответов не знаю я сама. Но я знаю, как выглядит верное направление движения. И это не стыдно, а очень даже полезно мне и самой двигаться в это неизвестное. Возможность наблюдать, как учится взрослый, - один из уникальных бонусов обучение в семье, который ребенок никогда не получит в школе.
Я в прошлом году думала, что Тая поступит в гимназию, Ярослав будет учиться в школе, и дома будем только мы с Даней: будем тихо учиться и растить Злату. Но нет. Наш путь другой. Начали торить эту дорогу, так уж торьте до конца :) И покачетвенней, покачественней! А то ишь, затосковали они! Гибче надо быть, гибче. И помнить, ради чего всё это!
На этой оптимистичной ноте с улыбкой остановлюсь я пока :)