Это какое-то отдельное особое удовольствие - наблюдать, как ребенок растет, взрослеет, вызревает и потихоньку отпочковывается. Последний год в Тае происходят такие заметные метаморфозы на всех планах, что даже взгляд, несколько замыленный каждодневным общением, все равно отмечает их.
Прошлой осенью она не соглашалась остаться одна в доме без взрослых, даже если мы хотели просто до магазина доехать и вернуться. Сейчас она спокойно отпускает меня на весь день в Москву, остается с братьями и на хозяйстве. Еще два месяца назад она выпучивала глаза на предложение доехать куда-то самой на маршрутке. Сейчас она готова пройти полчаса пешком от дома до остановки и ехать поласа на той самой маршрутке на свой вин чун туда и обратно сама. И видно, что ей это нравится. Мы недавно узнали от друзей о
детской поездке в Питер на неделю в конце марта. Тае уже может быть интересно - подумала я. Аккуратненько так поинтересовалась, что она о таком мероприятии думает, и это был такой восторг у нее - дадада! хочухочухочу! на поезде?! на неделю?! Ну в общем, едет она на неделю в Питер :) И сегодня она мне вдохновенно сообщила, что вспомнила про лагерь куда ездила Соня (троюродная сестра), нашла сайт в интернете, изучила и думает, не поехать ли ей в одну из летних смен. Ну или на осенние каникулы. И то, что осенняя смена попадает на ее день рождения, ее не смущает, а даже наоборот, веселит :) Она на полном серьезе собирается в апреле вместо традиционной поездки в Таганрог остаться дома, потому то ее кошка родит в конце марта, взять ее с собой нельзя, а на долгие расставания с Таей она (кошка) реагирует очень плохо. Ну и что, что папа будет только по вечерам дома появляться. И я вижу, что она дейстивтельно спокойно будет жить в таком режиме. По глазам вижу. Там радость.
Ожидаемое и все-таки неожиданное взросление. Она так долго была ко мне привязана заметно сильнее, чем ее недомашние сверсники привязаны к своим родителям. Нет-нет, да и проскальзывала мысль, а здорОво ли это? Ведь массово бытует мнение, что у ребенка привязанность к родителям должна смениться привязанностью к сверсникам. Родители должны потерять авторитет, и авторитетом становится сама подростковая среда. И происходит это в младшей и средней школе. Когда нет школы, не ясно, а как оно вообще будет. И вообще, должно ли оно так быть. Естественна ли привязка подростков к среде, где авторитетом является массовое мнение. Или это - следствие системы отношений, в которой эти дети живут много лет. У меня пока нет ответов. Я наблюдаю. Наблюдаю, как взрослеют дети в сотрудничестве и крепкой связи с родителями, вне агрессивного давления среды. Не только мои дети. И мне сейчас кажется, что доминирующую связь с родителями постепенно замещает крепкая связь с самим собой.
Очень интересно!