Ну что. Наша эпопея под названием "Тая сдает аттестацию за 3й класс" сегодня благополучно завершилась!
А с чего всё началось? С того, что Тая после колебаний прошлого года (хочет она в школу или нет?) решила, что все-таки она хочет каких-нибудь внешних рамок, сдавать аттестации по графику, но остаться при этом дома. Мы пошли к Алексей Битнеру, я об этом летом писала. Математику она сдала, мы подписали договор со школой о прохождении аттестации за 3й класс, и Тая стала готовиться.
Она думала, что за несколько недель сдаст всё, и с сентября, как некоторые ее любимые подружки, "пойдет" в 4й класс. Ага. По мере того, как она вникала в аттестационные требования, она все двигала и двигала сроки. Хоть она и занималась всеми школьным предметами, и по окружающему миру, и по английскому надо было состыковывать программы. Не говоря уже про чтение. Она быстро поняла, что сдаст все в лучшем случае к концу сентября. Что ее тоже вполне устраивало. Но когда мы стали с ней писать диктанты по русскому из экзаменационного списка, мне стало очевидно, что ни о каком сентябре речи нет. Тая делала порядка 15 ошибок на диктант, половину при проверке исправляла сама, оставшиеся 6-8 находила я. Это при том, что для того, чтобы получить "удовл." их должно быть не более 5. С одной стороны это не удивительно. Тая мало читает, а русским серьезно не занималась. Шли мы по учебникам Соболевой в основном устно, списывания Тая всегда не любила, а я не настаивала, диктантов мы вообще до этого не писали. А сдавать-то надо! Я в ужасе написала Алексею, и он посоветовал начать методично прорабатывать каждый текст. Сначала списывание, потом под диктовку столько раз, сколько нужно, чтоб слова запомнились. И Тая усердно взялась. На один диктант у нее уходило несколько дней. В октябре она уже делала по 4-6 ошибок на диктант плюс некоторое количество исправлений. Прогресс был налицо, я радовалась невероятно. Правда, к тому моменту было освоено около 10 диктантов из 50. И было понятно, что Тае надо проработать все. А поскольку считать она хорошо умеет, она быстро оценила, что таким темпом не уложится и до нового года... Тогда нас накрыл криз. Она терзала себя и меня. Она ни в какую не соглашалась растягивать русский на столько, на сколько это нужно. Она хотела сдать его не позднее нового года. Но реально оценивала, что это сейчас невозможно. И я видела, что ее гложет мысль, что она все еще "в 3м классе", и это главное, что не дает ей принять естественное течение ее обучения. Я не знаю, что в итоге сработало. Ее желание. Ее усердие. Но произошел скачок. И рррраз - она делает по 2 ошибки в диктанте! А списывает вообще без ошибок! Один раз списывание, один раз под диктовку - и текст освоен. Слова с ошибками учит письменно несколько строчек. Я слышу, как она бормочет, когда пишет, и вижу, что это качественно новый уровень! Просто потрясающий прогресс! Потому я не стала настаивать, чтобы она работала над текстами до полного отсутствия ошибок. На мой взгляд, это произойдет само в течение ближайших месяцев, когда Тая продолжит заниматься русским дальше, в 4 классе.
И вот сегодня она написала экзамен. Диктант и 11 заданий к нему. В диктанте 2 ошибки и 5 исправлений. Из 11 заданий 10 выполнено безупречно, 11е выполнено наполовину (надо было из предложения выписать существительные и охарактеризовать как часть речи, и Тая выписала одно из двух, второе забыла). Тая довольна. Я довольна. Алексей доволен. Учительница школьная ставит "3"... Мне очень нравится позиция Алексей я в этом вопросе: не вникать в туманные методы оценки работ по русскому и удовлетвориться оценкой выше "2". Он еще на экзамене спросил: "Я надеюсь, вы не будете биться за какую-то конкретную оценку?!!!" Мы дружно ответили - не будем! Но я опасалась - вдруг Тая расстроится? Неа! На бегу сказала: "Значит она считает исправления за ошибки" - и побежала дальше играть.
А мне чуть-чуть все-таки грустно. Хотя понимаю, что оценка эта вообще не важна, и ставится она по больным правилам. Вот кто это придумал, что если ребенок свою ошибку исправил, это все равно надо учесть, и 2 исправления считаются ошибкой??? То есть сам факт того, что ошибка была, важнее, чем то, что ребенок ее сам нашел и сам исправил. Маразм. Я весь день прислушиваюсь к этой своей грусти. Я вижу, какой колоссальный путь Тая прошла в русском за эти 4 месяца. Ее сегодняшний результат - просто чудо! И только привычка, что "3" - это плохая оценка, портит мне радость. Кажется - вот была бы "4", и это бы Таю поддержало еще больше. Но тут же понимаю, что это чушь. Я хочу, чтоб она искала поддержку в оценках??? Она сама видит свой прогресс, и эта оценка для нее - ни о чем. И слава богу! Она не нагружена никаким эмоциональным смыслом. Тая понимает, что она сдала экзамен, видит, что справилась с работой хорошо, и у нее праздник, что большой этап завершен :) А я травмирована оценками, да. Хоть и учусь усердно отстраиваться от них (не школьных, а любых вообще), и это уже очень во многом мне удается, но эти школьные оценки как-то очень глубокий след оставили. Хотя у меня дома, вроде, тоже большого значения оценкам не придавали. И училась я до физмат школы отлично. Но нет, что-то там все-таки было нечисто. Было дело, я 2 за поведение получила, и ой как мне было страшно маме рассказать, чувствовала, что будет осуждение. И сама идея, что кто-то извне меня оценит и это будет весомо, правда обо мне, и эта правда будете сильнее моей правды - эта идея засела глубоко тогда.
Мама моя сегодня вечером позвонила, хотела узнать, как Тая сдала, а я чувствую, что у меня голос меняется. И мне уже хочется возмущаться несправедливости, что это не троечная работа... Но я сдержанно говорю, что так и так, трояк. Мама удивленно-огорченно - почему? Я: так учительница оценила, да это не имеет значения. Но фальшиво. От головы. Потому что, оказывается, для меня оценки имеют значения... Какое? Сама весь день наблюдаю, и нет ответа...
И ведь формально это вроде не моя оценка, а Таина. Ан нет! К Тае она вообще никакого отношения не имеет. А к себе я ее очень даже отношу. Так много людей вокруг, которые убеждают меня, что у моих детей будет плохое образование, потому что они учатся дома, и я так устала от этих регулярных баталий со свекровью... что мне очень хочется прикрыться уже пятерками детей, чтоб от меня отстали. Понимаю, что это не аргумент для тех, кто считает себя правым. Вот по всем остальным предметам у Таи пятерки. Всё сдавала отлично. И хоть бы раз бабушка наша порадовалась. Неа. Хотя оценкам она сама очень большое значение придает. Традиционно, по-советски. Но вот чую, как узнает про этот трояк, начнет пилить... эх... может оттого эта грусть у меня?
А Тая с радостью погрузилась в каникулы. Хотела расписания, но такой темп взяла, что и сама ощутила, как утомительно это. Вообще говоря, каникулы у нее начались уже несколько дней назад. Никто не сказал ей, что к экзаменам надо готовиться до последнего дня, передалывать, освежать в памяти, подучивать. Она как все диктанты проработала, словарные слова доучила, так и написала пробный экзамен, и как мы назначили дату школьного экзамена, так она уже и не занималась. А чего заниматься? Все что знает, все ее. Чистый остаток. В эти дни она вспомнила про рукоделие. Делает цветы из флиса. И говорит: "Мама, как хорошо полтора часика посидеть тихонько, пошить!..." И я очень рада. До конца января никакого расписания, обязательств, сроков. Спокойное течение. Самое время! Только английский наш постоянный спутник. Но мы обе его любим. Хоть она и бурчит иногда, но все-таки занимается с удовольствием. Наша благодатская Надя заложила ей отличную базу.
Вот. А дальше Тая решительно настроена сдать к маю 4 класс. Ну посмотрим. Я на всякий случай у Алексей полюбопытствовала, что будет, если мы 4й класс возьмем, но до конца учебного года не сдадим? А ничего не будет. Что не сдадим, на следующий год перенесется. А можно и летом сдавать, если школьная учительница будет готова проверять. В этом году, по крайней мере, проверяла. Тем более, что для экстернов детей на домашнем обучении теперь нет понятия перевода из класса в класс .Мы проходим аттестации - и все. В своем темпе. Нигде не прописана привязка к учебным годам. Так что, почему бы и нет? Раз есть энтузиазм - пусть пробует.