«Нажни на кнопку, получишь результат» или что не так с концовкой Mass Effect 3

Apr 17, 2012 21:09


    


С момента релиза Mass Effect 3 прошло уже больше месяца. За это время эта игра успела стать одной из самых обсуждаемых. Много было сказано о концовке, а точнее о недовольстве ею. Писались петиции, были протесты, Bioware на пару с EA объявлялись бойкоты. Так что же не так с концовкой МЕ3, что вызвало разочарование многих игроков и фанатов серии в частности? Выражу своё мнение на этот счёт.



На мой взгляд, проблема концовки не столько в Катализаторе (новый персонаж на последние 10 минут и dues ex machine в чистом виде), недосказанности, смерти Шепарда и прочих очевидных вещах, а именно в её неудачной подаче:

1. Начав за здоровье, бестактно кончать за упокой. Это не только правило хорошего тона, но элементарная основа сценарного мастерства. Так вот, в случае с МЕ, который всю дорогу был самым что ни на есть блокбастером все три серии, причём, что важно, героическим блокбастером, выкатывать "сухой, интеллектуальный финал", в котором Шепард- герой, который всегда шёл наперекор судьбе, попросту отдаётся на волю течению, по меньшей мере бестактно.

2. Продолжая сказанное выше, добавлю, что "Награда за приложенное усилие должна оправдывать приложенное усилие"- это элементарная основа геймдизайна. В случае с эпической трилогией красивый пафосный финал, являющийся апофеозом всех трёх серий, сам по себе становится наградой. Приведу в качестве примера серию God of War. В финале трилогии главный герой тоже умирает, в нём тоже есть недосказанности и даже свой личный сорт Катализатора (девочка Пандора) но в конечном итоге до этого никому не было дела, поскольку этот финал давал нам главное. После долгой дороге к расправе над Зевсом на протяжении второй и третьей части, нам дают то, чего мы все так хотели: эпичный, многоступенчатый финальный бой с верховным богом Олимпа, с возможностью собственноручно превратить его рожу в мясной фарш. И это правильно. Именно это и должно там было быть, а не размышление из серии "проблемы отцов и детей", в духе "достойно ли сыну идти на убиение отца своего?". Примерно так же был обставлен финал в Modern Warfare 3, где нам в роли самого капитана Прайса сначала дают почувствовать себя терминатором в бронекостюме, а потом включают яркий QTE, в котором мы долго и изощрённо убиваем Макарова, после чего пафосно закуриваем сигару. Это касается не только игр, но и кино. Например, в фильме "Матрица: Революция" авторы сделали всё, чтобы максимально эффектно опустить занавес: Нео жертвует собой, но при этом раз и навсегда уничтожает Смита, спасает Зион и получает красочный восход в свою честь.
А что же мы видим в конце МЕ3? Ещё с того момента, когда Гарус при прощании с Шепом желает ему устроить Жнецам Ад, я надеялся как минимум на то, что Шепард в самом деле устроит этим тварям Ад. В итоге это Жнецы на протяжении получаса устраивали Ад мне, как и геймдизайнеры, запершие меня в ограниченном пространстве и включившие достаточно примитивную "выживалку". А потом была пробежка до портала на Цитадель и Marauder Shields в качестве финального босса... И в конце нам просто говорят «Нажми на кнопку, получишь результат и твоя мечта осуществиться» и всё, что мы модем сделать- это выбрать цвет той самой кнопки.

Мало того, что здесь нет ничего эпического и героического, так ещё весь тот флот, который я набирал до этого около 30-ти часов в итоге практически не играет роли. Приведу для сравнения ту же «Матрицу: Революция», где битва за Зион раскрыта куда шире, где нам чётко дают понять, что пока Нео делает всё, чтобы остановить нашествие машин, защитники Зиона тоже не плошают, демонстрируя свою полную готовность бороться до последнего вздоха, чтобы хоть как- то сдержать врага. В финальной миссии МЕ3 на это тоже есть намёки, но слишком куцые и явно не достаточные. Можете не соглашаться, но, на мой взгляд, "битва за Землю" не идёт ни в какое сравнение с шедевральной "Самоубийственной миссией" из МЕ2, где мы лично курировали действия своих сопартийцев и в итоге несли ответ за последствия. И у нас была возможность с гордостью сказать «Да, это МОЯ команда, я сам её сделал». В финале МЕ3 такого нет.
3. О смерти Шепа. Его самопожертвование было бы приемлемо, будь у нас была чёткая мотивация, ради чего мы совершаем сие самопожертвование. Разноцветные взрывы ретрансляторов и улетающая в неизвестном направлении «Нормандия», мягко говоря, не совсем то. И ещё если бы оно было обставлено, как настоящее, стоящее событие, а не как нечто очень будничное и само собой разумеющееся: "Вы умерли и стали легендой. Миссия выполнена... Ой, и да, не забудьте купить наше новое DLC".

И это не говоря уже о многих более мелких, но от того не менее значимых промахах, ляпах и нестыковках в концовке.

Конечно, неудачный финал не испортит для меня в целом отменной игры, но осадок остался. Ведь как говориться «Конец делу венец». И жаль, что венец оказался терновый.

Пожалуй, единственное, что в финале МЕ3 сделано по- настоящему безукоризненно- это музыка Клинта Мэнсела, известного многим своим знаменитым саундтреком к «Реквию по мечте». Жаль только, что прекрасные композиции как- то затерялись на общем сине- красно- зелёном фоне.

image Click to view



image Click to view



Компьютерные игры

Previous post Next post
Up