Наконец-то собрался с силами и решил написать про мою поездку в Тао-Кларджети летом прошлого года. Начну с того, что поездки в Тао чрезвычайно доступные, поэтому поток грузинских туристов туда не иссякает. Мой тур продлился три дня - за это время я успел осмотреть большую часть грузинских храмов в области, половить рыбу и искупаться в водопаде. Да, и под катом много фотографий, так что осторожно.
Итак, выехали мы довольно рано. Маршрут до границы с Турцией обычный, Тбилиси-Боржоми-Ахалцихе-Вале. Между прочим, никакой смены климата или чего-либо подобного я не наблюдал - по всем признакам продолжение Смацхе, если бы не пропускной пункт. На этих пунктах вечно очереди, поэтому если поедете, зорко следите за турецкими водителями траулеров - они всеми силами стараются пройти вне очереди. К чести пограничников, и наши, и турки им за это дают по шее. В буквальном смысле.
Кстати, может это просто совпадение, но у меня возникло ощущение что граждан с биометрическими паспортами пропускают быстрее. Хотя может это мне только кажется. На турецкой таможне работает много грузин, причём именно среди таможенников наблюдается тенденция возвращения к грузинским корням - наш гид, например, уже перевезла целый тираж турецко-грузинских пособий и словарей.
Первая остановка была в Шавшети - вид лично мне напомнил Манглиси. Почти все места в Тао-Кларджети напоминают какое-либо место в оставшейся Грузии - Шавшети мне напомнило Манглиси, Артануджи - Мцхета, а прибрежная полоса точно Аджария.
Первым храмом, который мы посетили стала Хандзта. Хандзта была, есть, и будет одним из важнейших религиозных центров Грузии. Монастырский комплекс основал в конце восьмого века святой Григол Хандзтели. Первоначально, около 782 года, была построена деревянная церковь, однако вскоре, благодаря содействию феодала Габриэла Дапанчули был построен каменный храм. Современный облик Хандзта приняла в 918-941 годах. Между прочим, мало кто знает, а ведь главных храм построен в честь Святого Гeoргия.
Путь к храму довольно тяжёлый - в первую очередь там очень, очень узкая дорога и очень, очень высокие скалы. Даже я, который как бы привык лазать на горы, был немного ошарашен, как наша маршрутка сумела подняться туда. Но это пол беды. После значительной дозы адреналина надо будет ещё пройти пешком довольно большое расстояние до самого комплекса. Но это стоит того.
Уставшие, измождённые туристы подходят к ущелью, на другом конце которого возвышается один из величайших храмов грузинского зодчества.
http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0-2.5-2.0-1.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons" href="
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khandzta_(5).JPG">
На другом конце ущелья, как бы встречая, струится родник.
http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0-2.5-2.0-1.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons" href="
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khandzta_(64).JPG">
Интерьер Храма. Обратите внимание на то, что заменяет торую арку. После этого уже удивлятся никто не будет...
http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0-2.5-2.0-1.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons" href="
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khandzta_(14).JPG">
Интерьер внутри. Ещё пару лет назад можно было увидеть купол. Но сейчас он безвозвратно потерян.
http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0-2.5-2.0-1.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons" href="
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khandzta_(32).JPG">
http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html) or CC-BY-SA-3.0-2.5-2.0-1.0 (www.creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)], via Wikimedia Commons" href="
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khandzta_(31).JPG">
Это надписи. Чтобы развеять вопросы о том, кто строил Храм. Вобще, на сегодня известно о существовании 6 плит с письменами из Хандзты ,пять из которых изучил и опубликовал Нико Марр,а оставшуюся плиту изучил Эквтиме Такаишвили. Марр также опубликовал осколок с нечитабельным текстом, который он нашёл в одной из ниш над окном церкви. Четыре из шести ныне утеряны, а две плиты хранятся в государственном музее Грузии. Плиты являются фрагментами трёх, а возможно четерёх, сильно повреждённых надписей, которые не дешифрованы и по сей день. Но надписи с этих фотографий, конечно дешифрованы. Здесь речь идёт о зодчем Амона, построившем галвную церковь комплекса.