все дороги ведут

Mar 29, 2012 20:46


Одним из личных культовых объектов в Париже для меня, наряду с могилой Оскара нашего Уайльда, был маятник Фуко, который я непременно решил увидеть в мое первое посещение современной Лютеции в рамках Международной Встречи Молодежи.

Только на девятый, последний день программы, нам, студентам из пятнадцати стран позволили каждому прогуляться по городу в одиночку. Непредусмотрительный я задался вопросом о местоположении маятника Фуко только после осознания того, что я оставил сам роман в комнате (отдельным чудом стала эта покупка в самый первый день: подержанный, пахнущий индийскими благовониями роман издательства Grasset за пол-евро (sic!)). Сплелись два географических названия: Консерватория и церковь Сен-Мартен-де-Шан: помнил лишь, что в 80-х маятник перенесли из одного в другой.

Рассыпная началась у парка Ла-Виллет (северо-восток). Не придумал иного выхода, как отстоять очередь в справочной в метро и попросить объяснить дорогу к этим двум монументам. Получил неутешительную распечатку: Консерватория находилась чуть ли не за границей города у восточного предела (но та ли именно она была? Может, кроме Национальной в Париже есть еще другие?), а церковь - в дебрях 10-го округа по бульвару Парментье. Решил отправиться туда, что ближе - в церковь. Улицы средней буржуазности района были в основном населены велосипедистами и редкими пенсионерами - к паре дам преклонного возраста я и обратился. Выслушавший долгие сбивчивые данные катехистического характера о том, что молодежь нынче редко посещает обители бога, а также вынужденный из вежливости поведать о своем необычном влечении в Сен-Мартен-де-Шан под страхом неполучения заветного адреса, я так и не смог добиться внятного указания, где находится эта церковь. Безрезультатно опросив еще массу людей, я понуро удалился из 10-го округа в подозрениях о выдуманности существования Сен-Мартен-де-Шан.


Ноги удачно вывели меня на площадь Вогезов, что в получасе ходьбы от бульвара Парментье на юго-запад (прощу прощения за географическую неточность - описываю намеренно без карты, на память), где я с одной девушкой из группы условился в xx часов пополудни посетить музей Виктора Гюго (карминную обитель со смотрительницей-индонезийкой и палеолитического вида Козеттой). Было бы глупо спрашивать о неведомом маятнике у первого встречного - хотя попытки были - но тут, на мое счастье, под аркой на улице Бираг, что упирается в юг площади Вогезов, мы наткнулись на Лулу - аутичного вида румынку из нашей группы, которая принципиально игнорировала меня все эти дни - настолько рьяно, насколько остальные девушки оказывали мне внимание. Я говорю на счастье, потому что эта Лулу была единственной в группе, у кого был интернет и сим-карта (мы безмолвно единодушно порешили, что на девять дней мобильная связь нам ни к чему, а ноутбук я бросил у Гийома): и в пять часов пополудни это была единственная возможность узнать, где висит сегодня маятник. Интернет не заработал, но зато у нее был большущий фолиант в стиле введение в Париж для немецких туристов - и в нем восьмым кеглем сообщалось, что маятник Фуко теперь находится в Музее Искусств и Ремесел. Музей находился не очень далеко - три станции метро, но закрывался в шесть часов вечера.

Я со всех ног побежал на станцию Сен-Поль - паркуры по Парижу для меня стали далеко не в новинку за эти дни, - и доехал до станции Арз-э-Метье (одной из немногих станций парижского метро с индивидуальным оформлением). Музей нашел не сразу, но быстро; на входе мне сказали, что закрываются через пятнадцать минут, двери на вход не работают и посоветовали прийти в другой день для ознакомления с экспозицией. Взмыленный и готовый уже пойти на все, что угодно, я вскричал, что мне нужен только маятник и они не могут меня не впустить... Впустили меня бесплатно - я побежал по нешироким коридорам, напоминавшим путь в типографию Дени Дидро в его эльзасском замке из фильма Распутник. Обошел все анфилады, но маятника не приметил - а когда обратился за помощью, мне с улыбкой ответили, что я два раза пробежал перед ним, не заметив его, и что даже сейчас он был в поле моего зрения...

Fu allora che vidi il Pendolo.
И тут я увидел маятник.
Я не помню, что я себе навоображал - но он оказался в разы меньше. Он был медного цвета и непослушно качался. Легкий, неудержимый, изящный.

æsth, гаэль, awaydays

Previous post Next post
Up