Aug 26, 2016 21:30
Почему это все
О випассане как таковой я знала давно, лет 12. Считала ее медитацией, основанной на наблюдении за дыханием. Как оказалось, это была анапана, о которой ниже, а випассана про другое. Пыталась практиковать, но несерьезно. Уже плюнула на эту всю затею давно и вдруг увидела объявление, что ведется набор на 10-дневный курс. Для меня вообще было открытием, что они ведутся такие в России. Оказалось, что ещё и фактически бесплатно, за пожертвование, которое на твое усмотрение. Ну, время у меня было и я поняла, что это шанс, который нельзя упустить. Стала регистрироваться, удачей завершилась лишь третья попытка. Еще предстояло не передумать, не поддаться на истерические вопли родителей, что это все секта.
Организация
Удивила в хорошую сторону. Начитавшись отзывов трехлетней давности и ранее, я ожидала условия советского пионерлагеря в предаварийном состоянии с общими палатами, койками а-ля батут с растянутой сеткой, а тут оказалось почти хостел. С отдельными отсеками, в которых кровать, причем с жестким основанием, полочки, стул и все это закрыто занавеской. Так что, личное пространство было соблюдено и это очень радовало. У мужчин, говорят, все аскетичнее.
Еда также оказалась лучше самых радужных ожиданий. Я боялась голода, ибо плохо его переношу. Но есть можно было сколько хочешь, служащие следили, чтобы всем хватало, даже с учетом добавки. И еда была всегда свежая, вкусная. Перерыв с 12 до 17, а также отсутствие ужина ощущались лишь в первый два дня, пожалуй.
Порадовала и четкая организация курса - что быстро производили регистрацию, для ценных вещей была камера хранения, а ключ отдавался тебе. Обязательным было сдать лишь телефон и гаджеты, все остальное - на твое усмотрение и на твою совесть , без досмотра. Места в комнатах и в зале для медитации также были заранее расписаны.
Довольно строгий дресс-код. Так что, не игнорируйте написанное в памятке, которую высылают при зачислении на курс. Для стирки условия хорошие и даже время вполне достаточно, как и места для сушки белья.
Люди
Удивило количество молодежи, собственно, она составляла там большинство среди женщин особенно: лет по 20-25 на вид.
Изрядная доля народа имели опыт йоги или эзотерических практик и вообще увлечены темой саморазвития и духовного пути. Некоторые выглядят как типичные хипстеры, завсегдатаи Гоа. Ряд молодых людей были с бритыми головами и в характерных для буддистов одеждах. Многие пришли по рекомендации знакомых, родственников и друзей. Людей не в теме, вроде меня, единицы. География впечатлила не меньше: Владикавказ, Калмыкия, Чувашия, Санкт-Петербург, Новороссийск, Москва. Это только те, с кем удалось пообщаться. Был даже далай-лама один, но он не афишировал.
Как это было
Первый день посвящен борьбе: с телом , которому любые позы кажутся неудобными, с навязчивыми мыслями, которые не перестают одолевать. Поиск удобных положений и нужной комбинации подушек-пледов-скамейки. К концу дня я вроде с ними определилась.
Медитации начинались и заканчивались пением Гоенки,весьма на любителя, так сказать. Но там смысл не в художественной ценности и мастерстве, а в создании настроения. Хотя, меня, вот эти звуки только отвлекали. Впрочем, под конец мы им начали дико радоваться - ведь они возвещали близкий конец «пытки». После пения шел инструктаж.
Первые три дня давали анапану - концентрацию внимания на дыхании, треугольном участке, включающем область ноздрей и под ней до верхней губы. Она являлась подготовительной перед собственно випассаной.
Мне казалось, что идет туго, редко удавалось сконцентрироваться на указанной области, т.к. занятие это нудноватое, ощущения были неотчетливы, продолжали мешать навязчивые мысли. Но нас, новичков, контролировали Учителя каждый день, вызывая «на ковер» по несколько чел и спрашивая, все ли у нас получается по инструкции, давали рекомендации, если вдруг нет.
На этом фоне випассана показалась куда более разнообразной, но от навязчивых мыслей это все равно спасало не так, чтобы очень. Задача заключалась в том, чтобы мысленно сканировать ощущения на теле в определенной последовательности, начиная от головы до ступней. Сначала нужно было небольшими частями, по мере овладения техникой можно было укрупнять участки и доводить до сплошного потока, а также чередовать направления: голова-пятки, пятки-голова.
Начиная с пятого дня ввели обет аддитаны, что означает медитации с серьезным намерением, заключавшемся в запрете на смену позы в течение часа. В первую же такую медитацию мой организм выдал мне первый сюрприз. Меня расколбасило до глубокого порывистого дыхания, крупной дрожи и даже слез, но вполне еще контролируемых. В целом похоже было на паническую атаку, как я о ней наслышана. Народ по соседству колбасило сильнее, судя по звукам. Кто-то плакал в голос. К таким подходили менеджеры и интересовались, не нужна ли помощь?
Вечером случился сюрпрайз дубль два. Несмотря на сильную усталость, заснуть я не могла, мучило общее возбуждение и учащенное сердцебиение. Последнее меня напугало особенно, я решила - ну вот домедитировалась. Все же попыталась уснуть, проворочавшись полночи, но проспала до самого гонга, чего так же не было до этого ни разу.
Утром решила, что уеду, если это не пройдет к вечеру, т.к. такая фигня со сном уже вторую ночь повторялась. Учитель, приятная китаянка средних лет, сказала, что указанные признаки - это нормально и даже свидетельствуют о правильном направлении практики, т.к. випассана считается медитацией «пробуждения». Сказала, что это пройдет. И правда - к вечеру сердцебиение успокоилось до привычного, а сон стал не хуже, чем до того, хоть и не такой, как хотелось бы. Еще меня встревожило какое-то «овощное» состояние, бессилия и не особо хорошего соображения. Я списала это на общее истощение организма, но оно тоже прошло, когда и сердцебиение. Потом я узнала, что самыми трудными считаются 2 и 6 дни, когда многие срываются и уезжают по поводу и без. У меня таким был 5-й.
Итак, уезжать я передумала. Медитировала без фанатизма, но старалась хотя бы установленный минимум отрабатывать качественно. Интересных телесных эффектов больше не было, если не считать небольшого фрагмента визуализации, но фишка моего организма - периодически выводило на глубокое дыхание. Я следовала и наблюдала. Важное понятие в випассане - аничча, изменчивость. О ней повторяют буквально в конце каждой инструкции и в каждой лекции. Означает оно, что какие-бы ни были ощущения в ходе медитации - ими нельзя увлекаться, а стараться наблюдать отстраненно, иначе это ведет к образованию влечения-отвращения и как следствие - новых санкар, что делает весь процесс бессмысленным. А еще мне снились офигенные сны - такие детальные, с какими-то знакомыми, или давно забытыми людьми, с сюжетом , развитием и целью. Спросила у Учителя, могут ли через них выходить санкары? Она сказала, что нет - это воспоминания, эмоции и т.п., Но санкары - это только через тело и телесные ощущения в процессе медитации.
По мере продвижения практики ощущения в процессе сканирования тела должны меняться от грубых, плотных и явных, до тонких, еле осязаемых вибраций, и полного растворения в потоке энергии. В какой-то момент возникнут очень приятные тонкие вибрации, в которых есть опасность завязнуть и наработать новую санкару влечения. На такие случаи стоит всегда помнить об аничча, что все проходит. О ней же стоит помнить и в жизни, это помогает обрести спокойствие и не впадать в депрессию и страсти.
Немного теории, как смогла запомнить
Все наше развлечение заключалось в прогулках по территории и любовании природой, а также вечерних лекций Гоенки о буддистких корнях випассаны и прочих морально-философских аспектах. Это было в целом интересно, временами похоже на проповедь, приправлено специфическим юмором, разжёвано до уровня непритязательного слушателя, сдобрено притчами. Именно здесь я наконец поняла концепцию буддистского мировоззрения и роль випассаны для достижения просветления. Вкратце: жизнь - страдание, т.к. мы постоянно не получаем желаемого или получаем не такое, как себе нарисовали в голове. Различные события жизни порождают виньяну - сенсорное восприятие от органов чувств, которая будучи распознанной умом как влечение или отвращение порождает санкару, а она - уже запечатлевается на уровне тела и является источником страданий (Я как психолог для себя это соотнесла с понятием «телесные зажимы и блоки» из телесно-ориентированной психотерапии, уж не знаю, верно ли). Самая глубокая санкара - последнее впечатление в момент смерти, она передается как главное настроение следующего воплощения. Подсознательный ум в буддизме - по сути память на уровне тела. Именно с ним работает випассана и некоторые другие техники медитации, в отличии от таковых, основанных на визуализации и вербализации (пение мантр, например), которые не углубляются дальше Сознательного ума. Випассана помогает стабилизировать ум за счет наблюдения и распознавания телесных ощущений и уравновешенности эмоции. Когда это происходит, то процесс образования новых санкар приостанавливается и накопленные старые выходят на поверхность, изживая себя. Полное очищение от санкар и есть просветление.
По преданию, випассану практиковал Гаутама Будда под деревом Бодхи, пока не достиг просветления в возрасте 35 лет. Было это 25 веков назад. Техника уже в ту пору была забытой, но Будда воскресил ее, после он обучал ей людей вплоть до своей смерит в 80 лет. Далее, техника была утеряна для монахов и мирян в Индии, но монахи привезли ее в Бирму, где сохраняли передавая от учителя ученику до наших дней. Роль Гоенки заключается в том, что он сделал ее доступной для мирян сначала в Индии, а затем и во всем мире. До этого ее практиковали лишь в монастырях Бирмы.
День отмены молчания.
Был насыщен эмоциями и впечатлениями. Все были рады познакомиться и обсудить пережитое. Обменивались контактами и планировали какие-то совместные мероприятия по интересам. Некоторые, правда, предпочли уединение и тут.
В качестве напутствия в утренней заключительной лекции Гоенки была рекомендация практиковать дважды в день - по часу утром и вечером в течение года, придерживаясь принципов осознанности и уравновешенности ума. Тогда это уже станет образом жизни. Человек станет высыпаться за меньшее время и станет более продуктивным во время бодрствования.
По поводу, секта ли это?
Мне так не показалось, но в лекциях были фразы с многократным повторением, что некоторые могут счесть за «якоря» в НЛП. Не было никакой навязчивой обработки, хотя, на мой взгляд, и встречались ненаучные факты и противоречивые утверждения. Пожертвования не вымогали, но хитро мотивировали, что, мол, техника не будет работать у того, кто совсем ничего не даст аналогично же по поводу моральной благодарности Гоенке в завершающей медитации любви, метта бхавана.
Что мне лично это дало
Уникальный опыт в т.ч. и аскезы, хотя, я халявила по части режима, а также ела больше, чем следовало.
Уникальный опыт погружения в себя, отрешения от мира, находясь при этом среди людей. Состояние транса там глубже, чем мне приходилось испытывать при помощи разных других техник и традиций, а я перепробовала разное трансперсональное: холотропное дыхание, тетта-хилинг, регрессивную терапию, телесно-ориентированную терапию. Все, правда, в не таком глубинном формате. Про эффект какой-то необычайной очистки и кристаллизации ума или обостренную чувствительность, о которых многие пишут, не скажу, но мироощущение поменялось, хотя, потом это все возвращается в обычное русло.
Получилось повеганить, и я поняла, что не смогла бы так долго питаться. Это хуже, чем наш пост, который, к слову, дался мне легче. Разрушила миф про диетичность такого рациона. На углеводах, коими я закидывалась за неимением белков, я не только не похудела, но даже прибавила около килограмма.
Опыт молчания. Вот что далось легче всего и даже понравилось, наверное, потому что я в жизни не сильно разговорчива. Правда, в такой обстановке, обострился мой внутренний диалог и это сильно мешало медитации. Дома c этим ощутимо проще. Сейчас понимаю, почему.
Еще, этот курс, поставил для меня своеобразную точку в моих духовных изысканиях, ибо это, пожалуй, единственное, из того, что хотела и не попробовала до сих пор. Это не значит, что я брошу практиковать или не прибегну, допустим, к помощи йоги или психотерапии, но круг «своих» методов я, пожалуй, очертила.
В остальном, выводы пока делать рано, т.к. обещали пролонгированный эффект. Продолжаю наблюдать, практиковать и буду делиться интересными наблюдениями, если таковые случатся.