Горы'09. Часть VII. Узкоколейка.

Nov 21, 2009 01:01

И снова здравствуйте, наши маленькие читатели! Мы с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем повествовать (а также вопрошать и восклицать) о том феномене кретинизма, который имел место быть этим летом на неблизком и недружелюбном Кавказе. Сегодняшний выпуск посвящен неожиданному явлению, следам древней гномьей цивилизации. так как автор дневника за эту тему очень переживает, далее идут слова самого автора:

Одной из главных, на мой урбанистический взгляд, достопримечательностей селения Мезмай является сеть узкоколейных железных дорог. вернее, сейчас слово "сеть" уже есть некоторое преувеличение - остались только отдельные линии и ржавые оставтки инфраструктуры. Но и этого достаточно, чтобы заворожить внимание. Мы видели только один неразобранный (и даже действующий участок) Мезмай-Гуамка, который ранее входил в 127-километровую систему узкоколейных дорог, по которой осуществлялся вывоз леса, а также существовало пассажирское движение. Кроме этого учатска частично сохранился участок Апшеронск - Шпалорез (прекрасное название), но туда мы не пошли. На участке Шпалорез - Черниговская существует регулярное сообщение, пассажирское и товарное.
"Наш" участок соединяет селения мезмай и гуамка, проходя через Гуамсое ущелье. К слову, это единственный путь между селениями, по нему постоянно ходят местные жители. Большая часть путей - в довольно плачевном состоянии.





В Мезмае сейчас есть остатки станции и руины леспромхоза (основное назначение дороги - вывоз леса). Два станционных пути оканчиваются тупиками (один частично разобран, а рельсы и шпалы - распространенный строительный материал в Мезмае). Кроме того, остался станционный перрон:



Само здание станции в унылом состоянии, но сейчас его восстанавливают - то ли магазин хотят сделать, то ли гостиницу. Хотя, возможно, и станцию. раньше это был достаточно крупный железнодорожный узел:



Дорога вся одноколейная, второй путь появляется непосредственно около станции. Дальше, в сторону темнолесской, пути разобраны, но сохранился железнодорожный мост и шпалы, утопленные в грунтовой дороге. Там, видимо, тоже был один путь.



Все, естестенно, ржавое и разболтанное:



Дальше, в сторону Темнолесской, находятся остатки леспромхоза. Какие-то развалины, кучи железок, прочая индустриальная дрянь. Над всем этим возвышается циклопический ржавый кран. Хотел я на него залезть, но вблизи он совсем страшный.



Все это заброшено, разрушено и никому сейчас не нужно. Леса вывозят мало, тракторами с волокушами и грузовиками. Всяких ржавых артефактов - хоть пруд пруди, остатки трактора из предыдущего поста - тоже где-то тут.



Наиболее интересен из всего этого сохранившийся пассажирский вагон, который стоит на отшибе. В Мезмае я видел еше один, приспособленный под сарай. Наверняка по огородам и хозяйствам их еще немало можно найти.



Все, что было ценного, из вагоны выковыряли, конечно. Очень смешной маленький вагончик, совсем гномий. Все время кажется, что или потолок макушкой, или стены плечами заденешь.



Везде следы предшественников, конечно. Каждый рад залезть в вагончик и чего-то там накалякать.



В поисках интересного (а равно и прекрасного) мы двинулись в сторону Гуамки по линии узкоколейки. Как уже говорилось, это единственная дорога. К тому же, ущелье быстро сужается и вырастает в высоту и скоро идти приходится по узкой полке, котора фактически вся занята железнодорожной линией - с одной стороны скала, с другой - обрыв. наверняка ходить там во время активного сообщения было неприятно.



Около Мезмая все заросло. Там рельеф еще относительно плоский, можно идти рядом с дорогой, не приноравливаясь шагами к дурацкому расстоянию между шпалами.



Конструкция мостов потрясает. По-научному это называется "из говна и отходов".



Впрочем, все выглядит так, будто бы строили это далекие от чувства прекрасного гномы. И только вера в их инженерные способности спасает :)



Еще прекрасные гномьи штуучки: опоры для пневмопочты элктрических проводов. Их несколько разновидностей, и все прекрасны.



А иногда и не очень спасает... Когда каждый из группы наступает на качающуюся шпалу, она брякает очень похоже на перестук колес едущей дрезины. Я каждый раз подпрыгивал, так как шел поотстав от остальных, с фотоаппаратом.



Так как дорога находится на полочке на склоне, очень много ливнестоков, а кое-где есть и дренажная канава. Впрочем, это не слишком помогает, к тому же, естественно, за состоянием стоков и канав никто не следит. Кое-где грунт вымыт совсем, и пути висят над землей.



Впрочем, в 2006 году arrina, askhell, helga_weiss, luxen и другие уже побывали в Гуамском ущелье и видели куда более обширные подмытые участки, причем кое-где были смыты и шпалы, висели голые рельсы. На этот же раз такие участки были редкими и короткими, а некоторое шпалы выглядили новыми и приятно пахли креозотом. Более того, рельсы, хоть и устрашающе ржавые, все равно выглядели не страшнее, чем запасной путь на станции Москва-Сортировочная.



Возникло ощущение, что кто-то все-таки за дорогой присматривает, в меру своих скромных сил и возможностей. До нас доходили слухи, что на небольшом участке ближе к Гуамке запустили дрезину для туристов, чтобы подработать на ниве развалившегося лесхоза. Три года назад дрезина и правда ездила, но ней катались сильно нетрезвые местные жители, и ходила она на километр или полтора от Гуамки. Кстати сказать, внизу, в Курджипсе, валяются какие-то бывшие дрезины и мотовозы:



Это, конечно, особенно радует и располагает прокатиться. На сайте narrow.parovoz.com сказано, что "на путях валяются сгоревший и разбитый мотовозы", наверное, подразумеваются вот эти самые.



Впрочем, они там валялись и в 2006 году. По сведениям с того же сайта, мотовозы образовались в 2000 году, когда дорога была сильно размыта.

Местами дорога выглядит почти хорошо:



Местами - похуже:



И почти везде извивается как пьяная змея, внушая уважение к тем людям, которые по ней без опаски ездили:



Боковой уклон зачастую тоже потрясающей, напоминающий американские горки:



Потрясающей красоты и силы железнодорожный переезд недалеко от Мезмая:



Чем ближе к Гуамке, тем уже полка, по которой идет дорога, тем круче обрывы и тем лучше выглядят пути:. Кажется, что по ним и правда можно ездить без помощи лошадей. Возникает ощущение, что действительно происходит какой-то ремонт, причем центр этой деятельности - в Гуамке.



По-человечески начинают выглядить и мосты, по ним практически не страшно ходить. Появляются прущие со стороны Гуамки туристы, чем дальше, тем больше.



Наконец, появляется цивилизация, причем вполне себе отвратительного вида: кафе, что-то явно наливают, кучи туристов. И везде - грозные объявления о том, что здесь ходит тепловоз, и ходить не надо, а надо ехать за кругленькую сумму. туристы подтверждают, что и правда что-то тут ходит, впрочем, редко. Удивляются тому, что мы пришли сами и из Мезмая.

После всех грозных предупреждений умиляет "стрелка" - явно единственный способ ей воспользоваться, это перенести что-то на руках:



За углом нас скорчило от хохота, когда мы увидели это порождение чьего-то сумрачного гения. если три года назад местные ездили на относительно приличной дрезине, сейчас нашим взорам предстало что-то совсем уж странное. В самый раз, чтобы носить на руках:



За воротами, куда веде стрелка, стоит еще один уродец:



Посмеявшись и посетовав на отвратность цивилизации, мы, естественно, пошли дальше, забив на грозные объявления. Дорога имеет совсем цивильный вид: рельсы чистые, шпалы новые, вдоль дороги - аккуратная оградка. Кое-где оборудованы смотровые площадки. Мы начинаем подоревать недоброе и прикидывать с какой скоростью тут может что-то ездить.



Когда из-за поворота начал доносить странный рокот, мы были уже морально готовы. Бежать не стали - выскочили за огрдку и вцепились в нее панически, повиснув на обрыве. Из-за угла, скрипя и визжа, появился веселенький Вагончик:



В нем и в следующем радостно толпидись туристы, а толкал вагончики не менее веселый тепловоз жизнерадостной расцветки:



Мы им помахали, потом дождались, пока они поедут обратно, и двинули назад, в Мезмай. периодически оглядываясь, не ползет ли за нами еще что-то дружелюбное. на этом, пожалуй, все. далее сово я передаю коллективу обитателей левого полушария.

Ну вот, наши юные, но внимательные читатели, мы и завершили серию публикаций об очередном безумном вояже в горы. Впереди вас еще ждут два бонус-трека ;)

Краткое содержание предыдущих серий можно найти по тэгу ' горы'.

ржавчина, Россия, Кавказ, поездки, горы, пейзаж

Previous post Next post
Up