『フィンランド湾の磯辺にある石』("Камни на берегу Финского залива"), оргалит, масло, 22x27. Этюд.
Зашла вчера случайно в музей-мастерскую А. Здание музея располагается в садике, где я имею обыкновение прогуливаться, и сквозь широкие окна большая половина содержимого музея хорошо просматривается, так что можно любоваться экспонатами не отрываясь от прогулки. Но вчера было довольно холодно прогуливаться, и я зашла. В центральной мастерской оказалась выставка современной скульптуры. С первого взгляда было понятно, что скульптура именно современная, все очень такое концептуальное, если бы оно не было специально экспонировано в музее, можно было бы подумать, что это магазин игрушек, или магазин "эзотерических товаров" в каком-нибудь ТЦ на окраине, только благовониями не благовоняло, единственная разница. Почему-то именно такое и ассоциируется непосредственно с современным искусством, и, как ни удивительно, и экспонируется как таковое. Что в этом современного, почему оно такое вот современное, могли бы быть стертые автомобильные покрышки еще, или полуразбитые унитазы, но это тогда были бы магазины автозапчастей и сантехники, соответственно, а тут вот игрушки и эзотерические товары - не суть какие именно магазины чего. Авторы современного искусства, видимо, очень много ходят по магазинам, и по свалкам, наверное еще, по промзонам каким-нибудь, они им потом снятся или являются в грезах, и вот получается то, что получается, непосредственное самовыражение прожитого и перепрочувствованного, так сказать.
Когда я только начинала, я тоже много занималась этим непосредственным самовыражением, выплескиванием чувств, так сказать, прямо на холст, минуя рефлексию. Наверное это все может как-то цеплять других людей за чувства, чувства простые, плакатные, прямо вот так выплеснутые, довольно цеплючи. И людям, наверное, это нравится, когда их за что-то цепляют, выдергивают и нагружают какими-то переживаниями, не отрефлексированными, сырым, так сказать, материалом. Люди живут сами в этом сыром материале, они и есть это материал. Ходят по магазинам, свалкам и промзонам, и воспринимают не воспринимая, не отдавая себе отчета в том, чем наполняют себя. Я смотрела-смотрела на все это, и поняла, что это не то, что я хочу, чтобы было. Я знаю, что я хочу, чтобы было, и до него от непосредственного выплеска чувств расстояние как до Луны, а то и дальше.
"А. работал над этой скульптурой тридцать пять лет, существует около двухсот предварительных вариантов, многие из них сами шедевры", - бубнит аудиогид, - "но А. все это не нравилось, он упорно искал то, что хотел, чтобы было". Молодец какой А. Определенно, это не современное искусство, пережиток прошлого, классика. Которая могла еще какое-то время держаться в мире прошлого века, чисто по инерции, как последний отголосок, затухающее эхо ушедшей эпохи.