В начале 90х началась Перестройка 1, от принципа патернализма решили отказаться во всех сферах народного хозяйства, в том числе здравоохранении. О реформировании здравоохранения заговорили раньше, уже в конце 80х, активно шла дискредитация основных принципов русской-советской медицины (известной во всем мире как система «Семашко»):
- бесплатности и доступности для всех граждан квалифицированной медицинской помощи
- единстве профилактики и лечения
- единых принципах организации и централизации здравоохранения,
- активном участии общества в охране общественного здоровья,
- особом внимании к материнству и детству.
В июне 1991 года, еще до развала СССР, был принят закон «О медицинском страховании граждан РСФСР», который зафиксировал переход отечественной бюджетной государственной медицины на страховую систему. Очевидно, что в экономических условиях начала 90х, здравоохранение испытывало острый дефицит финансовых средств. И система ОМС не заработала в полную силу. В 1993 были приняты поправки создавшие ФОМС. Существенная часть бюджета ФОМС, несмотря на страховые платежи, все еще пополнялась с бюджета, что позволило сохранить государственный контроль над здравоохранением. Несмотря на это, огромное хроническое недофинансирование не прекращалось, что привело к резкому сокращению объема бесплатной медицинской помощи и оттоку врачей из больниц. В условиях большой безработицы, серых зарплат, нарушения основных условий работы ФОМС, они быстро превратились в торгово-закупочные конторы с серыми схемами и откатами.
Однако внедрение на тот момент компромиссного варианта бюджетно-страхового финансирования не разрушило структуру здравоохранения. Ее функционирование шло по огромной инерции, заложенной Советским Союзом.
Поэтому в 95 гг . представители МВФ и Всемирного банка предложили нашему правительству следующие пункты реформирования здравоохранения:
- Полную децентрализацию управления здравоохранения и финансирования
- Коммерциализацию и приватизацию учреждений здравоохранения
- Устранение производственного и ценового контроля над производителями лекарств и мед оборудования.
- Введение медицинских ваучеров, что неминуемо привело бы к банкротству гос лечебниц
В частности в правительстве РФ этим вопросом занимался Шейман И, профессор ГУ-ВШЭ, на гранты Всемирного банка.
Министр здравоохранения Э.А. Нечаев в 92-95 гг с помощью медицинского сообщества торпедирует внедрение данных реформ, и через какое-то время теряет свой пост. Но уже следующий министр Т.Дмитриева в 97-98гг запускает пилотные проекты Всемирного банка в Тверской и Калужской областях, что приводит к катастрофическим последствиям, миллионы долларов идут на погашение кредитов Всемирному банку, люди платят за сокращения врачей, закрытие больниц и роддомов, растущую смертность.
Уже в конце 2003 года Минздрав РФ - в рамках кредита Всемирного банка - выносит на рассмотрение в Госдуму отраслевую программу « Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004-2010 гг». Эта программа, содержание которой было закрыто для обсуждения медицинского сообщества, становится стержнем «реформ» здравоохранения, которые полным ходом идут в настоящее время.
Так же в 2003-2004 годах в результате административной реформы (ФЗ №131 от 6 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и их поправки №122-ФЗ от 22августа 2004 и №258 -ФЗ от 29 декабря 2006 года) происходит децентрализация в здравоохранении, полномочия разделяются между тремя разными уровнями государственной системы (федеральным, региональным и местным). По сути в результате реформ федеральное министерство и региональный орган управления здравоохранением становятся независимыми. Происходит разрушение структуры здравоохранения в целом.
Полномасштабное наступление на бесплатное здравоохранение продолжается беспрецедентными шагами правительства, когда в Минздравсоцразвития приходят так называемые эффективные менеджеры. В ноябре 2004 года М.Зурабов, министр Минздравсоцразвития, заявляет о «системной модернизации», которая предполагает окончательный отказ от советской государственной медицины и внедрение в России американской модели страховой медицины.
В 2005 году в оборот была пущена схема «врач- страховщик -пациент», сегодня уже «поставщик медицинских услуг - посредник- клиент». То есть сделан акцент на жестких товарно- денежных отношениях между данными субъектам.*
Уже 1 июля 2010 вступает в силу закон №83 «О внесении изменений в отдельные положения государственных «муниципальных учреждений» (отметим, что закон затронул не только учреждения здравоохранения, но и образования). Согласно закону, под предлогом реорганизации, в селах и деревнях развернулась масштабная ликвидация фельдшерско-акушерских пунктов, начали закрываться детские больницы и поликлиники, многие из которых уникальны. При этом расчищается дорога коммерческим учреждениям.
С 2005 г в стране запущен масштабный процесс по сокращению количества врачей и койкомест в больницах, который активно идет по настоящее время.
По представлению НИУ-ВШЭ «По проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации» 2013г, и по представлению Минздрава РФ, государственное имущество предлагается приватизировать. Вывод гос.активов с 2013 года активно идет. Для этого используются все возможные лозейки, в том числе в виде концессионных соглашений, а так же создаются специальные институты как ГЧП - государственно частные партнерства. В Госдуме уже создана комиссия по разработке закона о ГЧП.
Как мы видим, реформы, проталкиваемые МВФ и Всемирным банком, и подготовленные ВШЭ, продолжают активно реализовываться с начала 90х не останавливаясь. Перестройка 1 не заканчивалась. Она просто вошла во вторую фазу.
* Использовался матриал книги "Война с здравоохранением" М.Дмитриева.