Счетная палата провела
плановые проверки по исполнению соглашений в целях реализации "дорожных карт" между Минздравом, Минобрнауки, Минкультуры, Минтрудсоцзащитой и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению нормативных показателей оптимизации сети государственных и муниципальных
медицинских, учреждений
культуры,
образовательных организаций, организаций социального обслуживания населения.
Под оптимизацией предполагалось проведение комплекса мер для достижения определенных целевых показателей при которых система функционирует "наилучшим" образом, а не только сокращение сотрудников и государственных учреждений. Заметим, что в самих соглашениях не прописаны качественные критерии оценки исполнения "дорожных карт", кроме сумм, высвобождающихся из бюджета.
Проверка показала, что в министерства как федерального уровня, так и регионального, не были разработаны единые методические указания и рекомендации по проведению оптимизации. Количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных Правительством.
Плачевные итоги "оптимизации" уже можно наблюдать: ухудшением качества образования, рост на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения.
Сегодня рассмотрим внимательнее сферу здравоохранения.
Изначально разработанные Минздравом показатели не позволяют оценить динамику изменений в здравоохранении в целом. В частности, отсутствуют показатели по повышению качества и доступности медицинской помощи. Кроме того, планируемые значения показателей в соглашениях не соответствуют показателям «дорожных карт» и фактическим данным за 2013 г. Возникает много вопросов, почему на этапе согласования Соглашений не были прописаны качественные качественные критерии оценки эффективности деятельности.
По итогам 2014 г. отмечено сокращение числа педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек на фоне роста на 152,7 тыс. потребителей услуг.
В 2015 г. - в 62 регионах выявлен дефицит региональных программ госгарантий в размере 127 млрд. рублей. Также на 2015 г. 9 регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств ОМС в общем объеме 4,93 млрд. рублей из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.
По информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по оптимизации подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 г. (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. - читай ликвидировать. В 2014 г. в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 г. планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций - на 7,2%. Заявления региональных чиновников о сокращении стационаров, но с усилением амбулаторного звена по факту оказываются ложными. 7,2% - серьезная цифра с учетом огромного дефицита кадров поликлиник.
В России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. При этом сократили бездумно сельские ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), и теперь людям просто некуда деваться. Их планировали частично заменить офисами врачей общей практики, но по факту их еще нет, а ФАПов уже нет.
Выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.
Вопрос о доступности медицинской помощи с учетом удаленности от мест проживания и времени ожидания приема становится краеугольным.
Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 г. по медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33 757 коек.
Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 г., то рост смертности населения составил 2,2%.
«В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства - около 140%» - отметил Александр Филипенко.
Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. С другой стороны, в ходе проверок властями регионов определена и представлена общая потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек, соответственно.
То есть с одной стороны идет огульное сокращение медицинских кадров, причем без разбора. Тотально сокращаются от высококлассных специалистов до санитаров. Причем мы еще не рассматриваем моральный аспект увольнения 90000 человек. А с другой стороны у нас огромный дефицит медицинских сотрудников. Но очевидно, что регионам более удобно сохранять этот дефицит.
Одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. По данным Минздрава России и органов исполнительной власти регионов, в 2014 г. для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд. рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций (0,5% от общего фонда оплаты труда медицинских работников). Всего в ходе оптимизации (2014-2018 гг.) планируется высвободить более 150 млрд. рублей.Однако это составляет менее 1% ежегодного объема средств территориальных программ. Что это значит, что заявления региональных властей, прикрывающихся майским указом президента, что сокращения врачей происходят ради того, чтобы была финансовая возможность повысить их зарпаты априори ложные. Тк 0,5% в общем фонде труда сумма не значительная. Относительно самих зарплат, все врачи отмечают фактическое сокращение зарплат. Достижение определенного уровня происходит исключительно за счет высокой доли совместительства.
Результаты оптимизации предпочитают не замечать. «В целом программа, которая намечена Министерством здравоохранения и всеми территориями, которые участвуют повсеместно в реализации программы здравоохранения, - она выполнена», - заявила Голодец.
«Все не так плохо». «Результаты оптимизации - повышение качества и доступности медпомощи. Они растут в ряде регионов. Например, 80% высокотехнологичной медпомощи было получено в региональных медицинских учреждениях, число которых с 2011 года увеличилось в 3,5 раза», -
заявили в Минздраве. О доступности высокотехнологической медпомощи мы еще расскажем.
Но в общем по словам нашего минздрава "Все не так плохо".