Зёбрины мыслишки

May 18, 2009 17:00

Сегодня я ещё раз пересмотрела некоторые видео-работы петербургского художника Дмитрия Виленского. Одна из них мне особенно нравится. Она крутая. Хочу поделиться своими соображениями, продуцированию которых она поспособствовала в моей голове. Возможно путанно и не связно, но уж простите. текст можете не читать, но видео - обязательно посмотрите!!! Для меня она послужила ответом на вопрошания о смысле и пр. того, что я делаю. Накой всё это? По крайней мере она расставила акценты и внесла некоторую ясность в мою кашей набитую голову.



Примером классики рефлектирующего протестного искусства является короткий, но содержательный фото-фильм петербургского художника Дм. Виленского - участника рабочей группы «Что делать?», снятый в 2006 году на знаковой территории, отмеченной революционными событиями и ассоциирующейся с конкретными практиками борьбы пролетариата за свои права. Фильм был сделан при поддержке Цапли и Н. Олейникова. Видео-работа представляет собой «экранизацию» стихотворения Брехта, и может по праву считаться манифестом альтернативной художественной деятельности, противопоставляющей себя фантазматическому производству искусства ради искусства, которое не несёт в себе заряда опасности для социальной стабильности и очень хорошо продаётся, оправдываясь в своём существовании глубокой метафизической начинкой. Работа строго ориентирована на социальную проблематику и перформативно провозглашает верность брехтовской тенденции в искусстве. Она была участницей эпохальной, обозначившей новый виток, поворот в современном искусстве, выставки «Прогрессивная ностальгия», которая ставила вопрос об отношении современности к прошлому - к советскому наследию, его переосмысление после 10-летнего периода рвотных рефлексов на упоминание всего, что было связано с 80-летней историей страны и марксизмом, «необходимо уйти от фрустраций, вызванных историческими неудачами реализации левых идей, и раскрыть заново их освободительный потенциал», как значится в манифесте группы. Имя видео-инталляции - «Гнев людей-бутербродов, или Хвала диалектике» - манифест искусства, вставшего на сторону освобождения.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Полностью стихотворение звучит так:

Кривда уверенным шагом сегодня идет по земле.
Кровопийцы устраиваются на тысячелетья.
Насилье вещает: «Все пребудет навечно, как есть».
Человеческий голос не может пробиться
сквозь вой власть имущих,
И на каждом углу эксплуатация провозглашает:
«Я хозяйка теперь».
А угнетенные нынче толкуют:
«Нашим надеждам не сбыться уже никогда».
Если ты жив, не говори: «Никогда»!
То, что прочно, непрочно.
Так, как есть, не останется вечно.
Угнетатели выскажутся - Угнетенные заговорят.
Кто посмеет сказать «никогда»?
Кто в ответе за то, что угнетенье живуче? Мы.
Кто в ответе за то, чтобы сбросить его?
Тоже мы.
Ты проиграл? Борись.
Побежденный сегодня победителем станет завтра.
Если свое положение ты осознал,
разве можешь ты с ним примириться?
И «Никогда» превратится в «Сегодня»!

В видео снялись не случайные люди, но принципиально разношерстные социальные элементы - дети, пенсионеры, студенты, а также активисты МГРД, ДСПА, анархисты, т.е. те, кто постоянно и не на словах готов выражать свою позицию, кто участвует в политической жизни, которая для них явлена в форме борьбы - борьбы за свои права, борьбы за права угнетённых, за права тех, кто не имеет самостоятельного голоса, который мог бы быть услышан властью, так что участие в бутербродном проекте было не поверхностным скольжением, но выражением наличной протестной субъективности, заявляющей о себе в цитате. Цитата всегда исторична, она отсылает к некоторому событию в прошлом, которое предъявляется к настоящему моменту с тем, чтобы быть услышанным. В новом контексте цитата начинает звучать в иных тональностях, обретая новую жизнь в актуальности исторического момента - в современных политических экстерьерах - на фоне модернистской фрески, среди зданий в стиле конструктивизма. При этом урбанистическое пространство заполняется людьми-бутербродами - символ всепроникающего угнетения капитализма, использующего даже человеческое тело в его буквальности для неприкрытого продвидения очередного товара - символ цинизма и безразличия, какой-либо нормативности кроме законов прибыли. Но на бутербродах - не реклама, а цитаты из стихотворения Б.Брехта - осмысление смысла и задач сопротивления, манифест протеста и борьба, отказ принять вещи в их непреодолимой объективности.
Манифест отсчитывает точку начала - надо заговорить и тогда уже никто не заткнёт. Надо признать собственную ответственность за историческую ситуацию, прекратить считаться с объективностью политических процессов, которые якобы протекают в трансцендентном измерении - измерении системы. Брехтианская композиция задаёт тот же вопрос, что и С.Жижек, рассуждая о матрице: если система нами питается, если она сосёт из нас энергию, значит ей это надо. Держится она исключительно на нашем молчании, на слепом доверии к её тотальности - наши действия ничего не меняют. Последнее суждение также фантазматично, как и утверждение, что наши действия на раз могут изменить мир до неузнаваемости, хотя в последнее мне хочется верить более. Такие теоретические выкладки чужды в равной мере смыслу видео-манифеста, который аппелирует к диалектической оптике, противоположной метафизической тотализации современного капитализма, провозглашающего себя единственно возможным вариантом дальнейшего исторического квазистановления. Ж.Бодрийяр в «Символическом обмене и смерти» показал механику символической работы современности - она жива лишь вытеснением половины правды о себе. Т.е. именно так она и может репрезентировать себя в качестве полноты, скрыв от некритического взгляда собственную нехватку. Жест со стороны сопротивления и протеста - репрезентация этой нехватки, демонстрация её не всесильного могущества, критика, которая разоблачает, показывает ложность предъявленных буржуазным миром границ, настаивающих на стагнации и социальной гомогенности, в которой имеет значение лишь то слово, что произносится с нового амвона политиками, капиталистами или мощной системой СМИ. Все остальные вынуждены молчать.
К какому молчанию призывает господствующий порядок?
Множество, алеаторная коллективность, складывающая строчка за строчкой стихотворение, провозглашает единство основания социальной борьбы и солидарность, выстраиваемую на основе универсального интереса к построению альтернативного социального пространства, иной точки сборки коллективного субъекта, способ быть которого - находить и производить те зоны, что ещё не захвачены монополией общественного производства, капиталом и государством. Цель и ставка протестного действия - изменение реальности, уничтожение социально «детерминированного» угнетения, радикальное несогласие с настоящим положением дел и готовность предъявить миру иную серию значений, которую мы слышим в поэтической речи, произносимой несколькими голосами, вплетающими строчку за строчкой в единое полотно желания революции.
Фильм представляет собой нелинейную последовательность схваченных моментов движений тел людей-бутербродов, однако, впечатления прерывности не создаётся, поскольку не останавливающийся фоновый шум толи жизни улицы, толи работы заводского конвейера производит впечатление континуальной динамичной манифестации освобождения, которое единственно возможно в форме политического действия. Политикой сегодня должна стать поэзия, должно стать искусство, политикой сопротивления. Об этом и фильм.

когда выросту, хочу также!!

искусство, видео, протест

Previous post Next post
Up