какбэ социально ответственное искусство о труде в третьем мире

May 22, 2010 02:06

сегодня на фабрике красное знамя в рамках программы джентрификации состоялось открытие выставки - инсталляции "Фабрика" французской художницы тани муро. Я возлагала как левая большие ожидания на содержательность выставки, поскольку это уже радикальность для петербургской публики - искусство, обращённое лицом не в метафизические дали, но в социальную проблематику, которая затрагивает нервы общества и поступает с ними "неэтично". Сам проект небесспорен, но получше всего Этажового:

"«Фабрика» (La Fabrique) - это гигантская видеоинсталляция, созданная художницей Таней Муро (Tania Mouraud) в 2006 году. Посетители погружаются в шумную атмосферу работы индийских заводов, где рабочие неустанно повторяют в бешеном ритме одни и те же движения. Лица 150 ткачей и ткачих из разных деревень юга Индии демонстрируются на 25 мониторах и 4 видеопроекциях.
_____________________

Т.е. в том пространстве, где раньше была реальная фабрика, реальное производство и рабочие, теперь организуется тоже самое, но в регистре виртуальном и позиционируется как искусство."


опоздав на час, я пришла во время - как раз к пресс-конференции, хотя вообщем-то не стремилась её услышать. За столом сидели лучшие люди этого мероприятия как на золотом крыльце. (на золотом крыльце сидели/свысока на нас глядели/ вор, путана, их охрана/слуги народа, директор завода/ омон целой ротой, торговец наркотой и пр.) Об искусстве не было произнесено ни слова. Слова художнице так же не предоставили. Говорили кураторы, спонсоры и владелец Красного знамени как супер экспер и ценитель современного искусства.
ну да ладно.

Сама инсталляция была тотальной - входя в большое чёрное помещение, в котором тебя сразу охватывал гул физического труда - однотипного труда, волей эстетского взгляда превращающийся в интеллектуальную хореографию. Главным образом на экранах были показаны лица трудящихся, которые должно быть, вскрывают всю подноготную капиталистического производства - лица трудящихся женщин, стариков и детей, выполняющих ту же автоматическую изнуряюще-унизительно однотипную работу, что и мужчины, лица которых отмечены усталостью и напряжённостью. Иногда они, работающие, поднимали глаза на камеру и казалось, будто они смотрят на тебя. Но этот эффект ушёл когда толпища тусовщиков, клерков из банка и прочих ввалилась в это пространство, достаточно динамично качуя от экрана к экрану, а затем быстро скапливалась там, где раздавали пиво.
Проект критики как таковой провалился... или нет??
вот мы долго с друзьями спорили на счёт политики этой инсталляции. Удивительно, что вся выставка состояла только из этих 25 проекций и не предлагала никакого расширения в виде документалистики, фотографий, текстов... Просто люди какбэ трудятся. такая вот констатация. А мы как бэ ходим вокруг и на них смотрим. И тем самым включаемся в символическое производство критического сообщения. так думают мои друзья. я с ними не согласна.
но эти из президиума вообще удивительны. Концентрат эксплуататоров на открытии выставки о труде... которая собственно дозволена ровно на столько на сколько она не может потревожить наше чувство социального равновесия.
а вообще сам проект довольно скучный. входишь и сразу всё понятно... как-то не хватает вертиго.







собственно золотое крыльцо


вывод из этой истории такой.
надо всем завтра идти в зелёную лампу - там будет эксперементальный семинар альманаха Транслит с участием поэта андрея Родионова и филолога Ильи Калинина. начало в 17-00. там уж точно будет зашибись!Тема "Подчинённые должны говорить!"

а ещё - Профсоюзные активисты, члены левых политических организаций, все те
кто считает своим долгом выразить свою солидарность с шахтерами
Кузбасса, поднявшимися на борьбу за право на достойно оплаченный труд,
за соблюдение правил техники безопасности, проводят в саду имени
Чернышевского (между пр. Бакунина и Мытнинской ул.) в субботу 22 мая с
15:00 до 16:00 пикет солидарности с шахтерами Междуреченска.
и это очень важно! Н

искусство, город, критика

Previous post Next post
Up