А помните школу?
Пока звучала фраза учительницы: "Итак, к доске пойдет... ", кто-то получал микроинфаркт, кто-то успевал помолиться, а кое-кто умудрялся выучить половину домашнего задания. Для меня особо острые впечатления получались на истории и обществознании. Класса до 10-ого примерно. Мне совершенно не интересно было читать учебник, а пояснения учительницы - огромной круглой тумбочки, обтянутой старым сафьяном в парике, были настолько сухими и вялыми, что даже самые интересные и занимательные факты становились невероятно нудными. А еще ее все боялись (за исключением отдельных выдающихся личностей)
До сих пор помню, как один раз, классе в 8-м "шальная пуля" попала именно в меня и буквально с первой минуты от начала урока. То есть шансов выучить что-то не было ни малейших, тем более протянуть время до звонка. Я шла к доске с прыгающим сердцем, которое вот-вот грозило вылететь из груди, а снизу живота уже поднимался к верху давящий и сжимающий холодок. Я просила высшие силы осенить меня академическими знаниями по истории, ниспослать на школу град, метеоритный дождь - что угодно, но только бы не дать свершиться публичной казни. Но в тот день у высших сил явно был выходной и при всем классе я стояла, то краснея, то бледнея, а Сафьяновая Злыдня с наслаждениям и злорадной ухмылкой слушала мои жалкие попытки ответить. В конце концов, после пяти минутного перебора всех гласных звуков с пропеванием их на разный манер и лад она спросила:
- Ты почему не готовилась?
- Я готовилась - это было самое обидное, что я накануне действительно читала параграф из учебника, так как подозревала, что меня могут спросить. Но по непонятным причинам ни единого слова я не могла запомнить. Все события мешались в кучу и не могли договориться кто причина, а кто следствие. В результате мозг, оберегая меня от подобного хлама и белиберды, зачищал все под ноль.
- Ты читала хоть что-нибудь? Ну, скажи честно - нам всем будет очень интересно.. - глядя как удав на кролика. нежно пела историчка.
- Я...читала.... - очень тихо ответила я.
- Хорошо, расскажи что ты читала? Ты же помнишь что ты читала? Или как?
- Нет, ну я читала, но я не помню...
- Итак, ты читала, но не помнишь. Сколько же раз ты читала?
- Два... - еще больше бледнея сказала я, коленки предательски дрожали, на глаза наворачивались слезы, в горле застрял большой колючий ком, каждое слово давалось с огромным трудом - я прекрасно понимала, что со стороны выгляжу совершенно по дурацки.
- Тогда напрашивается один вывод. Не так ли? Ты очень ошиблась с выбором школы (это был намек, что на соседней улице есть дом-интернат). Ты скажи своим родителям, что учить урок ты не способна, пусть они задумаются. Ну и конечно следует сообщить директору, что тебе не по силам освоить школьную программу... - рассуждала с удовольствием Злыдня. Ей всегда нравилось вести подобные унижающие монологи перед безмолвной аудиторией, тем более что в нашем классе было на тот момент почти 30 человек.
В тот день мне влепили два очка, и прошлись по моим способностям во весь рост и приговорили к анафеме, так как "спрашивать столь бездарное существо не имело ни малейшего смысла". С одной стороны я радовалась, что избавлена от ожидания "пыткой параграфом", с другой стороны у выдающейся части класса появилось еще больше причин для насмешек и уколов в мою сторону.
Но однажды сия досадная ситуация в коре поменялась. Во-первых, меня отправили учиться параллельно в колледж при институте. А во-вторых, у нас в школе вдруг сменилась учительница по истории и обществознанию, она тоже была строга и спрашивала выученное, но была справедлива и не самоутверждалась за наш счет. Это были огромные перемены в моей жизни. С первых минут в колледже очень четко поняла и осознала, что ни одна живая душа здесь не знает, что я "бездарность" и мой удел "даже не мести дворы, потому что ума нет". Поэтому я решила использовать этот шанс. Вдобавок к этому преподавательский состав был выше всяких похвал. В основном, это были доценты и кандидаты из университетов, которые обращались с нами как с настоящими студентами: на "вы" и всегда очень вежливо. Я с усердием взялась за учебники, очень скоро я горячо полюбила экономику, юриспруденцию и прочие дисциплины. А на истории у нас происходили почти театральные постановки сражений и дипломатических переговоров. Наш пожилой преподаватель часто увлекался рассказом так, что две пары проходили без перерыва на одном дыхании.
К 11-му классу в школе новая историчка выгнала меня с уроков истории и обществознания, в своем напутствии она рекомендовала не показываться до выпускного. Она извинялась и всячески оправдывала это решение тем, что ей "и других тоже нужно спрашивать и каким-то образом ставить им оценки. А мне как раз будет больше времени, что бы подготовиться к поступлению или еще чему-нибудь." Я была расстроена, так как за последний год история превратилась в один из любимейших предметов. Я могла отвечать хоть целый урок - программа колледжа давала прекрасную базу и по ней мы уже давно опережали школьную. Кстати в классе тоже расстроились, меня часто просили вызываться в начале урока, что бы дать остальным возможность подготовиться.
Это были мои первые "зачеты" автоматом на отлично.