Пишет Алексей Широпаев
Давний российский спор между западниками и патриотами в начале 21-го века свелся к чистому противостоянию цивилизации и дикости, свободы и рабства. Судя по Карпцу, скоро вся традиция российского охранительства в сухом остатке явит собой дремучую зоологическую ненависть к образованным, состоятельным, городским - словом, «шибко умным», «креативным». Т. е. ордынскую ненависть к Городу и горожанам, гражданам, бюргерам, буржуа (от немецкого «burg» и французского «bourg» - город).
Ну, своё мнение на эту тему я уже неоднократно озвучивал, так что и повторять как-то неловко. Интересно, что у Карпца и его единомышленников из т. н. «русской правой», а точнее - окончательно спятивших от страха мохнорылых мракобесов-реверсионистов, есть могучий соумышленник - радикальный обскурант-упроститель - ислам. И тут термин «Орда» как нельзя лучше подходит.
Бонус-трек от
scabon Да, это вечная проблема правителей «стран с запаздывающим развитием»: чтобы удержать власть, нужна не только полиция - которой и дубинок с пиками достаточно - но и армия и флот. Армии же и флоту нужны промышленность и транспорт, а главное - люди, которые могут на них работать. Даже если оборудование выписать из-за рубежа, то всё равно нужны люди, которые бы в этой технике разбирались, а в перспективе и новую разрабатывали. Значит, нужно кому-то давать техническое образование, строить университеты, и т. п., а наука-то вся пришла с Запада, да и занятия ей требуют такого подхода к окружающему нас миру, который не совместим с «ордынством». И тогда возникает неразрешимый вопрос - как дать минимально необходимое количество технических знаний, чтобы студенты стали компетентными специалистами в своей области, но отгородить их от крамолы и прочих западных идей, которые неизбежно просачиваются через университеты.
Например, Платон Павлов, профессор истории киевского университета, вспоминал, как генерал-губернатор Бобриков собрал всех профессоров и студентов на общее собрание в 1847-м и сказал, что, мол, профессора могут между собой общаться, но только чтобы в карты играть, а студентов при первом признаке вольнодумства - в солдаты. Франко Вентури в своём классическом труде «Il Populismo Russo» приводит и другие примеры того, как при Николае I правительство старалось сделать процесс образования (особенно офицеров) максимально однобоким. Артиллеристу, мол, тригонометрия нужна, а философия - нет.
Как известно, всё это кончилось поражением в Крымской войне, смертью Николая I и либерализацией системы высшего образования (потому что одно без другого не работает!). Схожая проблема стояла в середине 1880-х перед Александром III, который, как известно, либерализмом не отличался, но был вынужден дать добро на широкомасштабную индустриализацию, так как того требовали интересы армии.
К середине 1950-х годов казалось, что коммунисты наконец раскусили этот орешек и добились больших успехов в области «выборочного внедрения» наук. Они вырастили целые поколения людей, которые знали, как пользоваться логарифмической линейкой, но не знали ничего, кроме того, что писалось в сочинениях Маркса, Ленина и Сталина, о гуманитарных дисциплинах. Это была очень привлекательная для всяких африканских и арабских царьков и «президентов» модель развития: и пушки с танками можно приобрести, и каннибализм можно оставить.
Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что ценой этого «достижения» было создания всеобъемлющей фантасмагорической идеологии, которая быстро вошла в конфликт с генетикой, физикой, химией, кибернетикой и т. д., т. е. система оказалась всё-таки нежизнеспособной. Когда же после смерти Сталина новые правители решили выправить ситуацию и устранить идеологию из естественных наук, то почти сразу началось брожение, «поиски истины» и т. д. И всё вернулось на круги своя и побежала тропинка к 1991-м году.
Что касается Пол Пота, то он действовал по-своему разумно. У него уже был опыт СССР 1920-1970-х годов, из которого можно было заключить, что наука, технология, города и т.п. с полнокровным ордынством не совместимы. Как последовательные коммунисты-ордынцы, Пол Пот и Ко. решили уничтожить городскую заразу вместе со всеми городскими жителями раз и навсегда. Это, конечно, было кардинальным решением вопроса, но обороноспособность не повысило и через пару лет красных кхмеров скушал Вьетнам.
Так что тяжела жизнь ордынцев - куда ни кинь, всюду клин. Одна надежда, что проклятый Запад сам себя угробит, но это отдельный разговор.
Запись опубликована
Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or
there.