Originally posted by
para_ptichek at
Здраствуй, последний герой! Размышлялем на животрепещущую тему - почему так сложно себя заставить читать русскоязычных серийных авторов? Вроде и идеи есть толковые, сюжет динамичный - бегают, стреляют, кричат, плюс мир яркий и детальный, но что-то отвращает. Ведь не русский же язык? Нет! Внезапно меня осенило - главные герои какие-то аморфные, вроде общепитовских тефтелек - без вкуса, цвета и запаха. Негодяи еще туда-сюда, персонажи второго плана очень даже, а с положительными героями просто беда.
Даже на пресловутых мери-cью не тянут…
Вроде все авторы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный, честный, отважный, оч.умный, сильный, шутить смешные шутки, лицо иметь «такое... бабам нравится» (С) и вообще быть мускулистым брюнетом, но…. С одной стороны его десять лет учили в школе, что герой - «типичный представитель», а с другой - пугали на форумах и конвентах - никаких супер-героев из комиксов, они все - инфантильные мери-сью! В итоге автор оставляет из геройского образа только брюнета, которого старательно перекрашивает в неопределенно пегий цвет, и получается то самое аморфное нечто.
Но давайте подойдем к вопросу непредвзято - если бы господа с наклонностями Базарова, Обломова, Онегина или Ставрогина составляли большинство народонаселения России, она погрузилась бы в хаос еще в середине 19 века. «Типичность героя» - не более чем обозначение важной - на момент создания книги - социальной тенденции, в остальном каждый герой УНИКАЛЕН! Поэтому, дражайшие авторы массовых жанров - не ограничивайте себя, мечтайте по максиму. Пусть вашему герою не будет равных, пусть он будет гипер-мега-гига-супер, самым-самым-самым в мире и окрестной вселенной хотя бы в чем-то. Только не забывайтесь - его супер - качества должны быть востребованы по сюжету - если он единственный в мире человек, который в огне не горит, ему куда логичнее спасать мир от апокалипсического пожара, чем от потопа.
Перейдем ко второй ловушке - нагруженный супер-качествами герой грозит превратится в одномерный силуэт, как придать ему объем, обаяние и естественность? Для этого существует множество приемов, давайте вспомним некоторые из них - самые простые, но доступные и безотказные.
1.Самый очевидный путь - наделить героя узнаваемыми и человечными внешними атрибутами: гвоздика в петличке, монокль, алое пальто, поношенная кожанка, нефритовые четки, курительная трубка, клетчатое кепи, трость, татуировка, неизменная зубочистка во рту и так далее - на собственный скромный вкус автора. Описать оный знаковый предмет в тексте следует неоднократно, с большим тщанием и в разных обстоятельствах, особо уточнив, что без предмета наш герой испытывает некоторый дискомфорт, а то и психологические трудности...
Второй прием, по сути - развитие первого.
2.1. Супер-героя очеловечит некий физический изъян. Подарите ему щербинку в зубе, шрам, хромоту, горб, отсутствующий палец или ногу, слепоту, немоту, легкую форму аутизма или нечто подобное. Чего-то одного вполне достаточно, главное не впадать в крайности, граничащие с политкорректностью - а то пришлось мне читать иностранный детектив, где героем выступала глухонемая дама, прикованная к инвалидному креслу.
2.2. Герой может иметь вредную привычку: милую, вроде вязания на спицах, патологической тяги к сыру рокфор, игры на скрипке, или пристрастие предосудительное и вредное, от которой стремится избавиться - например, курение, даже пьянство - помните старину дока Хауса? Допустимы и умеренные фобии - герой «Багровых рек» Гранже боялся собак, Штирлиц - избегал серьезных отношений с женщинами. Увлекаться тоже не стоит - если сделать героя придурком, еще не значит что получится Форест Гамп!
2.3. К этому же пункту следует отнести симпатичное хобби. Например, аквариумные рыбки, выращивание орхидей, королей и капусты, вышивка крестиком, дегустация мартини, коллекционирование антиквариата, холодного оружия, женщин, скальпов, трупов… Привычке или хобби следует уделить должное внимания в тексте - диссонирует ли хобби с типом персонажа? Поддерживает его в беде или наоборот ввергнет в неприятности? А может, прославит в самый нежелательный момент?
3. Еще один вариант: путь Железного Дровосека - который здоров рубать дерево, но ржавеет от воды. Попробуйте уравновесить супер-качество героя некой значительной ущербностью в другой важной (sic!) области. Например, Ихтиандру или Капитану Немо нет равных под водой, но они бессильны на суше, Фандорину фантастически везет в азартных играх, но в личной жизни сплошные катастрофы. Ущербная сфера может быть главной тайной героя и даже грозить ему гибелью. Во какой простор для творчества!
4. Принцип маски. «Здорово, когда у человека есть тайная жизнь!» - восклицает героиня фильма-комикса о героях в масках «Хранители». Действительно здорово, хотя придумано до нас и успело стать классикой Итак, герой может воспользоваться чужой маской - например, по ночам под видом человека-свистка бороться с преступностью на городских окраинах или иным способом принуждать обывателей к добру, а днем скрываться под личиной скромного, неприметного, среднестатистического президента США или студента - заочника Шурика. Порой главная загадка подобных произведений - подлинная личность героя. Впрочем, дотошно воспроизводить любимый прием создателей комиксов нет нужды, если помнить, что супергерой - это всего лишь сюжетная функция, выполнять которую может кто-угодно, любая маска. Выбор маски зависит от того, в чем именно он «супер». Например, функцию самого проницательного супер-сыщика с одинаковым успехом может выполнять как обаятельный мошенник вроде Люпена, так и немощная старушенция, вроде мисс Марпл.
При всей очевидности этих приемов авторы зачастую продолжают обделять глав-героев вниманием, что очень жаль. Ведь чтобы герой получился неуязвимым, ярким и запоминающимся - всего-то и надо, что не бояться масштабов задачи, да отказаться от стереотипов и внутренних ограничений.
Ранее статья была опубликована на форуме ЭКСМО, и обросла ценными комментариями.
Читать:
www1.forum.eksmo.ru/viewtopic.php