...остается одно приемлемое решение: создать на месте РФ такое общество и государство, которое могло бы быть взаимовыгодным и, самое главное, адекватным партнером. С которым можно было бы выстраивать соседские отношения, может быть, и не идеально гладкие, но которое не будет устраивать на ровном месте военные конфликты, экспортировать революции и прочее в этом роде.
А таким адекватным партнером может быть только полноценное, современное национальное государство. Именно его нужно выстроить в России, чтобы снять проблему и для Украины, и для Польши, и для всей Европы - для всего мира, в общем.
И в этом смысле, и у русских правых, и у Украины, и у всей Восточной Европы беда теперь одна, общая. И решать ее придется вместе.
К сожалению, речь не идет о том, чтобы осуществить классический оранжевый сценарий в России, которым «Россия-1» и ФСБ пугают обывателя и самих себя (причем, еще неясно, кого в итоге им удается запугать сильнее). Ибо, как автору сих строк не раз доводилось писать, в РФ для этого нет самого главного: альтернативной элиты и мощной национальной интеллигенции, которая могла бы таковую породить.
Стало быть, нравится это или нет, придется работать над выращиванием этой национальной интеллигенции. Образно выражаясь, выкармливать из пипетки. Причем делать это предстоит (помимо собственно русских и россиян), в значительной степени, странам Восточной Европы.
Почему им? География, ничего личного. И страны Балтии, и Польша, и Украина имеют с РФ общую границу. И если что-то из-за этой границы выползет неаппетитное, то это будут в первую очередь их проблемы. И лишь во вторую - западноевропейских государств Евросоюза. А США и вовсе могут надеяться, что их при любых раскладах сильно не забрызгает.
Так что восточноевропейским странам объективно больше всех надо.
Как это должно выглядеть? Общую суть довольно точно определил Алексей Келин: необходимо «повторить масариковскую «Русскую акцию». Помочь той части русской интеллигенции, у которой есть мозги, но нет информации».
В 20-30-е гг. правительство Чехословакии исходило из того, что в России большевизм должен в обозримом будущем пасть. Новое национальное русское государство, по расчетам чехов, должно было стать противовесом германскому влиянию - а стало быть, Чехословакия была в нем заинтересована. Но кто возьмет власть после падения большевизма? Решено было создать условия для сохранения и развития русской интеллигенции в Чехословацкой республике. Именно эта политика и получила название «Русской акции».
Чехи не только разрешали, но и активно поддержали (в том числе, материально-финансово) создание целого ряда русских образовательных, научных и культурных учреждений. В стране работали русские школы и даже русские высшие учебные заведения, причем студенты нередко получали государственные стипендии. Характерно, что правительство Чехословакии в рамках «Русской акции» старалось привлекать лишь определенные категории эмигрантов: ученых, писателей или театральных деятелей, людей, уже имеющих образование и определенную профессию, либо молодежь, желающую и способную учиться. То есть, при всех симпатиях к исторической России и русскому народу, «Русская акция» все же не была чистой благотворительностью: главной оставалась задача сформировать костяк будущей несоветской русской элиты.
Во многом аналогичная задача стоит перед нами (да-да, господа, именно перед нами, нравится это вам, или нет!) и сегодня.
Полностью