В 1992 году бюрократы из Еврокомиссии
постановили, что сокровенная суть Европы не поддается «официальному определению». «Общность географии, идей, ценностей и истории, - отписались они, - не укладывается в одну простую формулу и понимается по-своему каждым новым поколением».
Это мудрый подход, если учесть, сколько декалитров чернил пролито в попытках определить западную цивилизацию. Но я не Еврокомиссия; мне не к чему церемониться. Вот зерно Европы
прямым текстом:
«...законы наши предоставляют равноправие для всех... Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие...
...мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах…
...мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности…
Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи…
Мы одни оказываем благодеяния безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия, покоящегося на свободе».
Эти красивые слова древнегреческий историк Фукидид вложил в уста Перикла двадцать пять веков назад. Всякий, кто искренне верит в этот идеал, - европеец. Любое общество, которое хотя бы пытается идеалу соответствовать, - Европа. Повторю слово «пытается». В древних Афинах не было никакого «равноправия для всех». Большинство населения составляли бесправные рабы, женщины и понаехавшие.
Современная Европа тоже далека от совершенства. Но в любой, абсолютно любой момент своего прошлого она была еще дальше. Тысячи лет (хм... - В. Д.) главными врагами европейских ценностей оставались сами европейцы, большие мастера религиозной резни, диктатуры и националистического психоза.
Сегодня популяризацией религиозной резни занимается «Исламское государство Ирака и Леванта». Диктатуру и националистический психоз у европейских границ активней всего продвигает Российская Федерация. Под заголовком «Проснись, Европа» Сорос пишет, что первоочередная задача - сдержать Россию, поддержав Украину. Мол, если ЕС позволит Кремлю торпедировать украинское государство, «развалится и коалиция против ИГИЛ».
Я не знаю, какая задача первоочередная. ИГИЛ омерзительней; Путин сильней и двуличней. Как говорится, оба хуже. Главное, чтобы Европа не спала. Как никогда прежде, ей есть что терять.
Полностью