Click to view
Правда, впечатляет? Конечно, литовский лётчик - отнюдь не единственный и не первый, кто осуществил подобный трюк, от которого дух захватывает. А кто был первым? Саарбрюккен претендует на лавры города, где состоялся первый в истории авиации полёт под аркой моста.
Главный пролёт моста Bismarckbrücke: так он выглядел во второй четверти ХХ века
Чкалов под мостом
не летал, зато Бальтазар Гольдштайн совершенно точно выполнил этот воздушно-акробатический кульбит. Его даже хотели посадить за решётку «за нарушение общественного порядка», но на радостях от внезапно свалившейся на город авиационной славы - простили.
Бальтазар Гольдштайн родился в Швабии, в Саарбрюккен переехал в 1923-м. Здесь он открыл автомобильную мастерскую, но истинной его страстью было небо: известно, что Гольдштайн служил в Первую мировую войну в авиационных частях. К сожалению, никаких сведений о том, где именно, нет: неизвестно, был ли он лётчиком или «всего лишь» механиком.
Всё свободное время Гольдштайн посвящал конструированию и строительству самолётов. На снимке он запечатлён рядом с одним из своих монопланов. Именно на таком самолёте он весной 1926 года совершил свой знаменитый полёт, возможно, став первым в мире лётчиком, кому это удалось.
16 апреля 1930 г. Гольдштайн на спортивном самолёте собственной конструкции с двухцилиндровым оппозитным мотором совершил первый полёт с Саарбрюккенского аэродрома, созданного в основном благодаря его страстной увлечённости воздушным спортом. Вокруг Гольдштайна собирались и другие энтузиасты, поэтому титул «Пионера воздушного спорта» Саарской земли он носил по праву. В 1952 году Бальтазар Гольдштайн совершил свой десятитысячный полёт!
В 1936 году на знаменитой - во многом печально - XI Берлинской Олимпиаде Гольдштайн стал участником знаменитого «Звёздного Олимпийского полёта», в честь которого была выпущена специальная серебряная медаль. В этом соревновании принимали участие лётчики-спортсмены многих стран: Австрия выставила 9 пилотов, Франция - 7, Польша, Бельгия и Чехословакия - по 5, Великобритания, Голландия и Венгрия - по 4, Италия и Швеция - по 3, Чили, Румыния, Швейцария, Испания и Япония - по одному. Гольдштайн стал серебряным призёром этого состязания.
Чем именно занимался Гольдштайн во время Второй Мировой войны, доподлинно неизвестно, однако совершенно определённо - в боевых действиях он не участвовал. Снова Бальтазар Гольдштайн упоминается в источниках лишь начиная с 1950 года, уже после того, как Саар в результате референдума стал федеральной немецкой землёй, выйдя из-под протектората Франции.
Много лет Гольдштайн не только возглавлял воздушный спорт в земле Саар, но и более 20 лет входил в состав комиссии, принимавшей экзамены у будущих автомехаников и техников. Эта профессия пользуется в Сааре большой популярностью: здесь находится завод компании ZF, выпускающий самые совершенные в мире автоматические трансмиссии для легковых и грузовых автомобилей.
Саарландский аэроклуб трепетно хранит память своего основателя, именем Гольдштайна названа улица в пригороде Саарбрюккена Энсхайм, где расположен аэропорт, откуда несколько местных и мировых авиакомпаний совершают внутренние и международные авиаперевозки.