Всё относительно. И чтобы понять это, нужно посмотреть чуточку дальше своего носа.
Я отчетливо чуствую волнообразное поступление информации в мой мир. В утренней радиопередаче что-то услышишь. Раз. В книжке или в фильме об этом упомянут. Два. Кто-то рассказажет за обедом историю. Три. Потом уже сбиваешься со счета...
Вообщем около двух недель назад на меня накатилась гражданская война в Испании. История конечно удивительная! В начале двухтысячных в Мексике нашли чемодан, который считался пропавшим уже лет семьдесят. В нем три коробки с аккуратно сложенными и подписанными пленками, документальными свидетельствами режима Франко. Представляю, что испытали люди в момент, когда поняли, что они держат в руках!
Фотографии были сняты тремя товарищами: Капа (Capa), его возлюбленная Таро (Taro) и Шим (Chim). Они были репортерами Vu и Regard, что предоставляло им доступ повсюду. В свое время они были ближе всех к происходящему, ближе всех к опасности, ближе всех к правде! Это была некая революция в фотожурналистике.
Три фотографа -три стиля. Больше всего меня поразили работы Таро, которая ранее всегда оставалась в тени Капа. Нашла я эти сокровища в Musée d'art et d'histoire du Judaisme, расположенном в Hôtel de St Aignan. Над мощеным двором развеваются на ветру три фотографии, три молодых лица. Серьезных как сама молодость.
Fred Stein, Gerda Taro et Robert Capa sur la terrasse du café Le Dôme à Montparnasse - Paris, début 1936
Все трое погибли во время работы, в горячих точках. Tарo погибла еще в Испании, Кaпa подорвался на мине во время Индокитайской войны, Шим умер последним во время освещения Суэцкого кризиса...
Не так давно в холле BnF висели работы с конкурса молодых фотографов, где специальный приз достался Rémi Ochlik. Возможно многие слышали о нем и видели его фоторепортажи в Ле Монд. Он был еще ближе.
Волна набирала силу, примешивая историю испанского художника Эдуардо Пизано, выставка которого была в Музее Монпарнасса. Солдат республиканского сопротивления, он пытался бежать во Францию после фактического захвата страны франкистами: после лагеря для беженцев в Argelès-sur-mer на границе попадает на строительство Атлантического вала. Освободившись в 45ом он поселяется в Париже в ателье за Монпарнассом и занимается живописью.
Потом небольшие реплики испанских женщин с шестого этажа. Теперь я слышу об этом повсюду.