В субботу я полдня провела на работе с Этьенном. По правде, мне хочется думать, что я незаменима. Это как бы придает мне значимости.
После обеда мы встречались с Андрэ в Марэ, чтобы сделать круг по галереям.
По дороге случайно зашла в галерею La petite poule noir, чтобы погреться. На входе, еще не успев оглядеться, встречаешься взглядом с женщиной..Она такая призрачная, заколдованная. Мимолетная. Как-будто трамвай, за стеклом которого она сидит, уехал, и больше ты ее никогда не увидишь. Она такая, какой осталась в глубине твоей памяти.
Черно-белые фотографии зимних улиц, одиноких прохожих, персонажей, живущих в 90х годах в Грузии, России, Болгарии или может быть Турции и запечатленные par Klavdij Sluban. Говорящий эпиграф к выставке
Стамбул, 2000 ©
Турция,1999 ©
Одесса, 1998 ©:
"S'il fallait lui donner un autre nom, à cette mer qui broie du noir, je l'appellerais le Mer de la Mélancolie."
Olivier Rollin
Латвия, 2002 ©Работы стоят очень дорого. Во-первых, из-за очень маленького тиража (около семи), во-вторых от того, что Klavdij Sluban достаточно известный фотограф (чего я не знала и не поняла). Его работы хранятся в архивах Помпиду, Maison Européenne de la Photographie и BnF. Фотография большого формата ( например, с той женщиной) стоит 6 000 €. Я знала цену, но все равно долго стояла и любовалась. Когда подошел Андрэ, я стала ему ее показывать, чем спровоцировала двух мужчин, уже давно находившихся в галерее, принять решение. Они явно не ожидали, что работа несет такую ценность, и ушли ни с чем.
Чем еще интересен этот фотограф, так это тем, что он получил стипендию (DRAC Ile-de-France) для своего проекта работы в тюрьме. В 1995 году он организовывал ателье занятий фотографией в тюрьме для несовершеннолетних преступников в Fleury-Mérogis (Essonne). По завершению курса проводилась выставка фотографий. Потом он продолжил эту деятельность в странах бывшего Советского Союза, в том числе в колониях Можайска (под Москвой), Колпино, в Калининграде, Тбилиси и др. Его поддерживали многие фотографы, в том числе Henri Cartier-Bresson и William Klein.
Далее Андрэ повел меня в La galerie de l'instant, где на данный момент проходит выставка фотографий Terry O'Neill "Snapshots". Terry O'Neill известен всему миру снимками звезд: одни из лучших фотографий Rolling Stones, Дэвида Боуи, Мэрлин Манро, BB, Одри Хепберн, Роми Шнайдер
Keith Richards, Londres, 1963
The Rolling Stones
David Hemmings, 1966 (эта мне просто нравится)
Audrey Hepburn, Saint-Tropez, 1967 (на съемках фильма "Two for the road")
Собственно они и были представлены на обозрение парижан, и мне было не очень интересно в виду того, что я уже их видела в Лондоне. Зато в подвале я нашла парочку ню, очень тонких и красивых.
На счет цен и тиражей, осталась в неведение. Сейчас поняла, что есть тиражи 1966 года и, например, 2012. В ноябре Одри (69х45см, тираж 50 недавний, с подписью и оценкой в 2 200 €) была продана за 7 000 €. Или BB (55х43см, 6/50 недавний, с подписью) в мае была продана за 3100 €. В Лондоне она стоила около 500 ₤. Но меня стал интересовать вопрос ценообразования! Потому что если цена сильно зависит от тиража, то как решается вопрос новой печати (например для выставки). Делают ли они каждый раз просто новый размер фотографии?!...
Потом мы дошли до Бобур, и пока Андрэ смотрел старые шмотки, я зашла в галерею на rue Saint-Martin, где познакомилась с Батистом. Я сначала не поняла, что к чему, потому что он оказался не галеристом, а артистом. Он мне показал два своих проекта. Один ("современный" по определению автора) представлял собой кусочки шифона, которые он подобрал в Китае то ли на рынке, то ли на свалке..Второй - фотографии всяких горных травинок и былинок в контражуре. Ничего серьезного, но мне не хотелось уходить. Не знаю, действительно ли есть люди, которые интересуются его работами "чтобы повесить в салон", и мое желание подбодрить было ему совсем не нужно..Батист сиял. Артисты любят, когда их работы вызывают у людей интерес, любят рассказывать. Эти силуэты растений на фоне заката или восхода, поиск чего-то абстрактного, чего-то графичного - все мы через это прошли, а он занимается фотографией уже 15 лет!... В его портфолио были еще другие фотографии, более интересные, чем вывешенные. Работы можно было бы подать на более высоком уровне: и печать, и формат, и размер, и рамы - и продать уже не за 40 €!
Работает он в Монтрёй в La galerie de l'Est parisien вместе с десятком других фотографов, художников и скульпторов. Хоть бы кто-нибудь дал ему совет.
Мне нравится Contre jour 08, который молчаливо лежал в портфолио.
Я тут подумала, что выставиться в Париже-не составляет никакой проблемы. Есть галереи целенаправленно предоставляющие свое пространство еще неизвестным, молодым артистам. К тому же есть уже и личные контакты. Интересно было бы организовать какую-нибудь коллективную выставку...